На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Советы организаторам групп добровольных помощников в больницах

Организатор
На него ложится основная ответственность за добровольное служение в больнице:
 — подбор и информирование инициативной группы;
 — подготовка необходимых «средств труда»;
 — переговоры с администрацией и персоналом больницы;
 — координация самой работы: определение возможностей добровольцев (количество свободного времени, график, склонности, физические силы, опыт) и четкая постановка задач для каждого.


Легче всего быть организатором тому, кто хорошо знаком с работой в больнице.
Надо помнить, что даже умелая и продуманная организация этой работы не всегда обеспечивает успех добровольческого дела. Энтузиазм многих волонтеров может быстро угаснуть. В работе волонтеров необходимо духовное руководство. Обязательно нужен священник, который взял бы это руководство на себя.

Добровольцы
Самый простой способ — создать группу добровольцев из прихожан вашего храма. Это может стать полезным делом для тех, кто недавно пришел в храм и ищет душеспасительного занятия, и для одиноких людей, для которых работа в больнице может стать радостью и смыслом жизни.
Организатор должен отвечать за тех, кто пришел с ним в больницу. Среди желающих помогать встречаются и люди с не совсем здоровой психикой — они особенно отзывчивы к чужой боли, но, к сожалению, реальной помощи ждать от них трудно. Таких людей можно определить по чрезмерной эмоциональности, активной жестикуляции, непоследовательности в словах и действиях, нежеланию подойти к священнику за благословением. От их помощи лучше тактично отказаться. Исключить возможность появления в вашей группе нездоровых или безответственных людей может простое, но важное правило: каждый доброволец должен получить благословение на работу у своего духовника и духовника общины.
Если вы собрали группу добровольцев, в которой как минимум пять человек, и если вы уверены в серьезности их намерений, можно начать переговоры с администрацией больницы.

Взаимоотношения с персоналом больницы
В отделении, в штате медперсонала, должен быть «свой» человек, который либо сам будет работать в тот день, когда придут волонтеры и сможет раздать им задания, либо оставит список необходимых работ конкретно для каждого больного (одного помыть, другого только протереть, потому что нельзя мыть, третьего «прогулять», а значит, и одеть, и помочь встать и т. д.). Например, одного больного может накормить любой доброволец, а другого — только сестра, потому что при его заболевании неумелое кормление может спровоцировать удушье. Можно принести в отделение тетрадь и попросить сотрудников регулярно записывать в нее задания для вашей группы добровольцев. Полезно отмечать в той же тетради, какие задания уже выполнены.
Может случиться так, что санитарки будут недружелюбно смотреть на «непрошеных помощников», ведь добровольцы выполняют их работу и этим как будто обличают их. Поэтому в первый раз хорошо бы познакомить волонтеров с младшим персоналом отделения, и сказать санитаркам и сестрам, что вы пришли помочь в их тяжелой работе и готовы их слушаться.
Не нужно навязывать свою помощь там, где она сейчас не нужна: сотрудники больницы лучше знают, до чего именно чаще всего не доходят руки.
Когда в больнице убедятся в серьезных намерениях вашей группы, они могут сами обращаться за помощью в случае необходимости — например, если санитарка не вышла на работу. На этот случай организатор должен сообщить персоналу свои контактные телефоны и иметь нескольких постоянных помощников, которые могли бы заменить его в нужный момент.

Что делать
Помощь нужна прежде всего в санитарской работе и в уходе за больными: мытье помещений, вынос уток, суден, мытье больных.
Опыт показывает, что некоторые добровольцы обижаются, когда им дают в руки тряпку: «Мы пришли за больными ухаживать, а не полы мыть!» Поэтому следует заранее объяснить им, что в данном случае нужнее именно опосредованная помощь больным, которым будет приятнее лежать в чистой палате и дышать чуть более свежим воздухом. Санитарка обязана раз в сутки вымыть пол в палате, но этого далеко не достаточно: часто проливается что-нибудь  — от компота до содержимого утки, — и нужно вымыть еще раз, что санитарки не всегда успевают сделать.
Особенно необходима помощь в самых тяжелых по уходу отделениях — неврологии и травматологии, — где люди беспомощны, не могут сами себя обслужить и требуют действительно постоянного внимания и заботы. Здесь часто оказываются бомжи или просто одинокие люди, за которыми некому ухаживать. Поэтому нужно быть готовым к тому, что вас будут просить выносить полные утки, менять мокрое белье, помочь в проведении гигиенических процедур (постричь ногти, волосы, вымыть голову и т. д.) и в кормлении больных. Тем, кто приходит не первый раз, можно доверить обработку пролежней. И только в менее тяжелых условиях и при желании самих больных можно организовать чтение душеспасительной литературы.
Больным может понадобиться и «социальная» помощь: например, сходить в магазин или позвонить родственникам.
Нужно, чтобы каждому добровольцу давались конкретные и точные поручения, посильные для него. В работе необходима дисциплина: порученное дело должно быть доведено до конца; нельзя допускать никаких самовольных действий: это может привести к трагедии.

Отношение к больным
Старайтесь подходить к больному, заранее выяснив его имя и отчество. Ваша безвозмездная помощь не дает вам права на фамильярность: не допускайте в разговоре никаких «бабушка», «дедушка», «женщина» и т. п.
Не пускайтесь в поучения и философствования с больными. Духовную помощь могут оказывать только люди, получившие на это благословение у духовника вашей общины.
Это, конечно, не исключает сердечного утешения больных людей. Помогая в уборке или при мытье полов, постепенно вы сможете ближе познакомиться с людьми, к которым приходите. У адекватного больного можно спросить о его самочувствии, о том, не нуждается ли он в чем-нибудь . Если вы неоднократно приходите в отделение, можно оказать знаки внимания одиноким, унывающим больным: угостить фруктами, соком, сладким (конечно, с разрешения врачей и не перед обедом).

Рабочее время и количество помощников
Три с половиной — четыре часа, это максимум для разовой работы добровольца. Мытье палат, кормление, уборка посуды — как раз все можно успеть.
Возможно, у кого-то в распоряжении будет не больше одного-двух часов. Об этом нужно знать заранее, чтобы не поручать этому человеку продолжительную или очень ответственную работу (невозможно ведь бросить больного с недомытой головой или обработать только половину пролежней). Но меньшее время посещения требует от добровольных помощников не меньшей, а большей сосредоточенности и самоотдачи.
График работы должен быть приспособлен к возможностям добровольных помощников, но составлен он может быть только если добровольцы готовы работать с той или иной регулярностью. Тем из добровольцев, кто не может приходить в больницу в те же дни, что и остальные, необходимо заранее давать четкие задания. Разумеется, доверять человеку самостоятельно приходить в то или иное отделение можно только после того, как он прошел испытательный срок.
Одновременно в одном отделении современной городской больницы могут работать не более 7 волонтеров, иначе они будут друг другу мешать.
Бывают периоды, когда количество желающих помочь больнице заметно увеличивается — например, Великим постом, когда покаяние оживляет в верующих желание жить по заповедям и служить ближним. В такое время можно организовать в отделении генеральную уборку: вымыть полы, стены, плафоны, батареи и т.д. в палатах, процедурных, туалетах. До этого не всегда доходят руки у перегруженных работой санитарок.

Что нужно для работы

Организатор должен обязательно позаботиться о том, чтобы у каждого добровольца была сменная обувь, халат, косынка, перчатки. Можно заранее опросить всех, кто может принести это из дома, а, например, перчатки ходовых размеров можно купить, собрав небольшую сумму. Нужно объяснить всем добровольцам, что все эти вещи нужно каждый раз приносить с собой, поскольку в больнице, как правило, их негде хранить.
В любой больнице всегда не хватает дезинфицирующих средств, стиральных порошков, мыла, шампуней. Если вы оставили часть этих средств в больнице, то это совсем не значит, что в следующий раз вы найдете их неиспользованными. Лучше приносить хотя бы небольшое количество, но постоянно. Можно принести с собой и тряпки — так вы будете уверены, что их хватит на всех добровольцев.
Полезно запастись медицинским клеем Б5 на случай порезов или ранок, ножницами, расческами и прочими средствами для ухода за больными, о которых некому позаботиться. После использования не забудьте ножницы и расчески тщательно продезинфицировать и промыть чистой водой.

 

«Нескучный Сад» № 1 (2001)

 

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5