На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Работа с созависимыми родителями в Душепопечительском Центре «Омофор» г. Новокузнецка

11 лет назад наше сестричество откликнулось на беду, с которой к нам обратились родители наркозависимых. В начале этой работы нам оказал личное участие и поддержку отец Анатолий Берестов. В дальнейшем сформировался ДПЦ и сложились определенные особенности нашей работы.

Особенность и уникальность нашей модели ДПЦ заключается в том, что он входит в комплекс трех иерархически выстроенных структур – храма, сестричества и душепопечительского центра.

Этот комплекс представляют собой соборную синергетическую структуру, основанную на принципах соборности, диалогичности и кооперации усилий – синергии.

Воспитательно-образовательная работа строится в синергетическом поле креативного воспитания на базе литургийного учебно-методического комплекса.

Развитие и рост личности созависимых родственников в этом синергическом общинном организме  осуществляется за счет духовно-медико-педагогического пастырского подхода, применения методик, как заимствованных извне, так и разработанных в недрах сестричества,  на основе православной церковной традиции душепопечения и воспитания личности, а также православной психологии, педагогики, методов воспитания - православной культуры в целом, опирающейся на авторитет Священного Писания, Священного Предания и наследие Святых отцов. Но главное, что дает рост и развитие общины в целом и каждого ее члена - это Литургическое воспитание и вся жизнь Церкви, построенная вокруг Христа, вокруг Евхаристической Чаши, что являет собой синергический процесс воспитания в его наиболее ярком и осязаемом виде.

Данная  модель воцерковления, осуществляемая как  синергическая духовно-педагогическая система педагогики Преображения, позволяет, не теряя деталей, увидеть этот процесс в целом: в динамике,  этапности,  структуре,  перспективе,  синергическом развитии. Концепция педагогики Преображения, развиваясь в русле диалога, представляет собой инновационное поле, построенное на принципах креативности и синергичности.

Работа с созависимыми имеет многофункциональный и иерархический характер. Она построена вокруг Церкви и направлена на духовно-нравственное возрождение личности, на переориентирование мировоззрения в сторону истинных ценностей и приобретение прочных духовных основ.

Главная задача ДПЦ – духовное возрождение личности и ведется она на стыке трех составляющих: религии, медицины и психологии и педагогики.

Работа с созависимыми - есть душепопечение в самом широком смысле слова,  она воспринимается самими душепопечителями не как тягостная обязанность, но как путь духовного возрастания. Мы воспринимаем этот путь,   как Марфо-Мариинский путь православной диаконии. Сестричество и душепопечительский центр в процессе многолетней работы накопили уникальный методический материал работы с молодежью и прихожанами, на основе добровольческого безвозмездного труда, создали приходской потенциал, объединив людей вокруг церковной литургической жизни. Люди, приходящие за помощью, в конечном итоге, сами начинают помогать центру трудом и молитвой.

За годы работы сложилась система воспитания и образования, нацеленная на духовно-нравственное выздоровление наших подопечных. Большое значение в этом деле имеет качественная подготовка специалистов – сестер и братьев милосердия – педагогов, психологов, медиков в необходимых ориентирах.

В ДПЦ работают не только узкие специалисты из добровольцев, но и молодые люди, вышедшие из зависимости в ДПЦ, их родители, которые получив исцеление, влились в православную общину.

50 процентов работающих сестер милосердия – родители  зависимых детей. Так постепенно  люди из духовных пациентов, возрастают до помощников и далее – до послушников и сестер милосердия,  вступая на стезю деятельного подражания активистам  Марфо-Мариинского пути служения Богу.

Особенность нашей работы состоит в том, что мы начинаем работать с семьей, с теми ее членами, кто готов следовать нашим советам. А уже позднее - с наркозависимыми -  с людьми совершенно интактными, которые не хотят реабилитироваться. Такой порядок позволяет создать для наркомана среду возвращения – воцерковленную семью.

Следующий фактор - адаптация происходит в живой церковной общине, что позволяет наркзависимому быть в нормальной церковной среде,  в обычной среде сестер милосердия, бабушек, дедушек, тетушек, дядюшек. Он вовлекается в большую церковную семью, где милосердие и терпение сглаживает его недостатки.

Церковная среда как фактор психологической адаптации способствует  повышению самооценки созависимого. Деловой и милосердный психологический климат в такой среде способствует тому, что  община становится абилитационной средой. И созависимый родитель, который нигде не находит понимания, обретает его здесь, где люди с пониманием к нему относятся, воспринимают, стараются доброжелательно помочь.

Милосердная община в нашем понимании - это синергетическая среда,  где соприкасаются очень тонкие потоки смыслов, энергий, актов церковных, человеческих и общественных,  скоординированных в гармоническую целостность, открытую для творчества его членов, восприимчивую к возникающим инновациям.

Подобная система особенно чувствительна к малым флуктациям, воздействиям, согласующимся с ее внутренней структурой, и способным привести к большим последствиям.

 Здесь действует феномен самоорганизации – т.е. способности социальной группы  к самовыстраиванию и самовоспроизведению. Причем управление такой группой людей становится соуправлением, т.е. управлением, предполагающим мягкую корректировку, обсуждение, диалог.

Следующий фактор - община содержит центр. Такую модель можно быстро реализовать на любом приходе при желании и рвении священника и воспитании прихожан в духе Марфо-Мариинского активного пути «вера без дел мертва». Служение после литургии, воспитание прихожан, их воодушевленность целью, нацеленность на цель миссионерство – очень важный подход.

Реабилитация важна не только для созависимых родителей и их детей, но и для общины, для прихожан, для их развития и духовного роста. За годы советской власти мы отучились от мысли, что за Церковью надо ухаживать. Однако каждому верующему человеку самоочевидно, что Церковь надо украшать, за ней надо ухаживать, ибо церковная жизнь – это, прежде всего, жизнь самодеятельных добровольных созидателей, жертвователей, благотворителей - участников общественной церковной жизни. Поэтому, участвуя в социальной деятельности, община возрастает духовно как деятельный самоуправляемый церковный организм. Заботясь о других, мы в действительности заботимся о своем духовно-нравственном  здоровье, и в этом смысле страждущие созависимые нам нужны больше, чем мы им.

Все это не просто благие пожелания, реализуемые от души, а это методики, которые позволяют выстроить все поэтапно, системно и ступенчато.

Марфо-Мариинский путь - это уникальный синтез, который соединяет в себе противоположные тенденции в органическом единстве,  что можно назвать творческой синергией церковного организаторского гения. О враче говорят, что квалификация без милосердия  бессердечна, а милосердие без квалификации - слепо. Наш опыт свидетельствует, о том же. На практике милосердие без методики – слепо, а методика без милосердия  – бессердечна. Именно Марфо-Мариинский  путь учит нас находить баланс, синтез между двумя началами: милосердием и методикой. Именно в этом направлении – специфика нашей работы: с одной стороны - это добровольцы, по зову сердца творящие дела милосердия,  а с другой стороны – это компетентные, обученные, методически образованные люди.

Концептуальная основа нашей работы опирается на универсальные глубокие идеи, сформулированные на основе теории деятельности, развивающей педагогики, теории духовно-нравственного диалога. Наработки, заложенные в трудах  Т.А. Флоренской (теория диалога), Б.Ц. Бадмаева (развитие теории деятельности), Л.В. Суровой (педагогика Преображения) позволяют строить гибкие и адаптивные модели реабилитации в плане их дальнейшего перспективного развития, ибо они являются универсальными и глубокими подходами к человеческой личности и общине в целом.

Так, методика ведения духовно-нравственного диалога Т.А.Флоренской учит преодолевать свой эгоцентризм, находить то духовное объединяющее начало, в котором люди чувствуют свое родство, свое единство. «Диалог происходит там, где двое соединяются в Третьем». [4]

Диалогический подход принципиально аксиологичен. Невозможен  диалог, если нет стремления к духовному единству [5].  Общаясь диалогически, человек учится вхождению в способ мировоззрения собеседника; само продвижение в диалогическом общении способствует духовному развитию

Мы используем духовно-нравственный диалог как метод ненасильственного духовно-нравственного воспитания, который исходит из базисных ценностей, укорененных в отечественной культуре.

Речь здесь идет не о способности к общению, не о коммуникабельности, а об особом способе бытия, благоговейном диалоге личности с жизнью, которая понимается нами как поприще Божественного Промысла. Это не бытовой, а трансцендентный диалог, который способен возникнуть только в живом духовно-педагогическом пространстве.

Признаком успешного диалога является переживание глубокого внутреннего контакта с собеседником и чувство спокойного удовлетворения, звучащего в голосе консультируемого и переживаемого самим консультантом.  Парадокс воздействия: чем больше человек стремится воздействовать, тем хуже получается, и чем меньше он к этому стремится, тем надежнее его влияние. Потому что это не непосредственное влияние, а через него, с его помощью, с его поддержкой. Потому что ситуация контакта, взаимного понимания, любви – это самое благоприятное условие к тому, чтобы человек нашел себя.

Мы знаем, что подлинное воспитание предусматривает передачу ценностей. Но они не предаются как вещи из рук в руки или как знания -  путем прочтения, запоминания и воспроизведения. В то же время подобная передача возможна на основе духовно-нравственного диалога, во время которого происходит   соединение знания-ценности, переживания-ценности, воления-ценности, социально-значимого поступка-ценности, что, в конечном счете, и приводит к обретению нравственного опыта.

Приходская среда, как реальная сеть психологи­ческих связей, есть часть педагогического пространства, которое, прежде всего, может быть охарактеризовано как  духовное поле совместной деятельности, включающее и внешнюю социально-психологическую атмосферу кол­лектива (среду), и внутренний духовный мир каждого. Духовный путь — это путь внутренней жизни, и знание Бога — тоже внутреннее переживание, протека­ющее в глубине нашего духа и совести. Поэтому в нашей педагогической практике  мы стремимся  к тому, чтобы переживание сопутствовало, а может быть, и предшествовало знанию.

Но, как указывает Л.В.Сурова [3], родной грамматике должна предшество­вать родная речь. Если богословие мы действительно считаем знанием, необходимым для человека, то ему должен предше­ствовать личный опыт. Только через личный духовный опыт, а не через знание об опыте других, приобщается человек к опыту Церкви, входит в семью святых. Богословские знания до личного опы­та: опыта наблюдения, чувствования, переживания жизни - не образовывают сердца, а ложатся тяжелой ношей на плечи идущего. Поэтому-то мерой содержания  духовного образования мы предлагаем считать личный опыт  человека.

Отсюда методика религиозного познания  и должна строиться по законам диалогичности. Диалог – живая, трепетная характеристика, которая возникает в процессе творческого педагогического поиска. Причем поиска полифонического, а это значит, что и сестра милосердия и созависимый родитель совместно ищут истину в Боге и в себе путем сопряженного, соборного, духовно-нравственного собеседования – сотворчества. Подобное творчество по аналогии с религиозно-философским дискурсом православной аскезы мы  называем синергическим диалогом.

Наш опыт убедительно показывает, что педагогическая практика под знаком Преображения должна удивлять, она всегда творчество, всегда неожиданность. Педагогика должна быть интересна и неожиданна для самого учителя и ученика. Это во многом спонтанный поиск истины в Боге, а не готовые шаблоны, схемы и результаты.

И в тоже время,  поскольку ДПЦ - это деятельная община – то здесь работает теория деятельности. Практическая часть нашей работы опирается на принципы теории деятельности, развиваемые в трудах Бадмаева Б.Ц.[2] Прежде всего – это правильно организованная учебная  деятельность,  создающая условия для успешного интеллектуального развития и приучающая самому добывать знания, что предполагает овладение умением теоретически мыслить  при помощи полученных  знаний  и формирование способности самостоятельно и уверенно ориентироваться в сложных жизненных вопросах.

Мы не просто сообщаем знания, но исходя из потребностей и способностей обучаемого  осуществляется привитие к потребностям человека, он обретает навык, т.е. переживает и присваивает слышанное. «Слышанное при навыке превращается в жизнь»  [1]

Поскольку цель нашей воспитательной части реабилитационной деятельности – воспитание в духе Православия, то  основу ее составляет педагогика Благовестия - как слово правды о мире, жизни, челове­ке и Боге. Эта педагогика не учит, а участвует. Имея веру и радость от веры, она свидетельствует о Жизни Вечной, не по­учает, не назидает - но открывает.

Педагогика Благовестия открывает правду о чело­веке, о том, что он рожден суще­ством духовным, что он не раб своей психо-физической индивидуальности, на­следственности,  общества, но, скорее, творческий пользователь и преобразователь этих данных ему свыше и исторически условий и обстоятельств жизни.

И, наконец,  педагогика Благовестия, укрепляет веру в жизнь как в творческую деятельность, как дружеское товарищество, как радостный труд и взаимное служение друг другу.

Весь этот комплекс (духовно-нравственный диалог, педагогика Благовестия, развивающее обучение)  мы используем в реабилитации созависимых: изучив, прожив его на своем опыте, своем сердце -  прикладываем к подопечным. И тогда они становятся способными действительно «делать как я», но не просто подражая внешнему, а именно понимая смысл того, что и для чего они делают.

Наши подопечные сами становятся самостоятельными деятельными личностями, вдохновенными и толковыми кураторами, людьми с милосердной мировоззренческой позицией, которые хотят и умеют помогают другим.

Одним из практических воплощений идеи реабилизации зависисмых и созависимых стало специальное учебно-методическое пособие «Молитвослов православный, толковый, краткий», разработанное  в нашем сестричестве  группой авторов. Оно соединило в себе диалогичность и теорию деятельности, а в силу своей направленности и педагогику Благовестия. Таким образом логично одно проистекает из другого, все взаимосвязано.

«Молитвослов»  дает начальные понятия о молитвах, простым языком толкует их, приучая читателя размышлять, анализировать, давая пищу для ума и сердца. Это триединое пособие ненавязчиво прививает навыки внимательного чтения, простым языком разъясняет непростые понятия. Содержание занятий по «Молитвослову» органично дополняется видео фильмами по Закону Божию, литературными призведениями, сказками.

Не мене важны в системе обучения созависимых курсы по Закону Божию, истории Церкви, знакомство с житиями святых, изучение Марфо-Мариинского пути, литературоведческий курс, где читаются и анализируются произведения Никифорова-Волгина, Ильина, Солодовникова, просматриваются богословски ориентированные  фильмы.

С просветительской целью нами создана серия духовно-просветительских фильмов о Марфо-Мариинском пути сестрического служения, душепопечении зависимых, об идеологии добровольческого общего дела.

Многогранное развитие человека с тем, чтобы он был поэтом в душе – задача нашей системы обучения. Это живая система, синергичная, где все составляющие гармонируют друг с другом с тем, чтобы привить подопечным вкус к духовно-нравственному развитию и вывести их на путь самообразования – но не в себе самом,  а в русле Марфо-Мариинского пути.

Наша методика работы - это серьезная, уникальная разработка, которая была признана на Рождественских чтениях в Москве, на многочисленных представительных форумах. За прошедшие годы в Центре проходили обучение представители Кемеровской области (села Зеледеево, г. Березовска), представители нашего центра выезжали делиться опытом в города Таштагол и Киселевск.

Начальная подготовка к духовной жизни созависимых родителей включает в себя комплекс обучающих мероприятий в форме бесед, лекций, занятий, молебнов, паломнических поездок, просмотров кинофильмов и т.п.  По мере прохождения зависимыми курса реабилитации, созависимые родители продолжают учиться вести духовную жизнь, обучаются на курсах ДПЦ, активно участвуют  в духовных походах, поездкам по святым местам, несут послушания в  Сестричестве.  Благодать, получаемая в Таинствах, молитве, на послушании, как по сообщающимся сосудам передается от родителей к их еще более немощным измученным злыми духами детям. Постепенно оживают души родителей и детей. Происходит духовное исцеление – восстановление души.

Работа с семьей проводится по принципу амбулаторного приема в форме духовного диалога базирующегося на научных трудах   Т.А. Флоренской. Встречи происходят еженедельно и продолжаются от   года   до  пяти  и более лет, в зависимости от степени духовной зрелости родителя.

Диалогическое консультирование  (душепопечительские беседы) в ДПЦ проводится на трех уровнях:

  • выслушивание при котором происходит примирение с совестью.
  • преобразование духовного состояния консультируемого  в ходе взаимного сознательного разрешения жизненных проблем, их осмысления. Происходит переосмысление жизненных трудностей и формируется готовность к изменению себя, своих взаимоотношений в семье, своего отношения к Богу у созависимых родителей.
  • полное, глубокое изменение сознания  созавимого родителя благодаря встрече с вытесненным ранее духовным «Я», его признание, принятие.

 За годы работы Душепопечительского центра к нам обратилось более двух тысяч семей, с которыми кропотливо проводится работа по возрождению всей семьи. На пациента заводится учетная карточка, в которой прослеживается путь созависимого родителя до освобождения от созависимости,

намечается план реабилитации и изменения образа жизни всей семьи. Работа построена не на массовом формальном прохождении людей через Центр, а на бережном выхаживании каждой семьи, каждого больного и направлена не на получение статистических результатов, а на просветительскую, профилактическую работу с зависимыми лицами и созависимыми родителями.

Созависимые родители держатся в поле зрения все время прохождении реабилитации, в любой момент они могут обратиться к нам, найти понимание и поддержку, найти себя в православной общине.

Поскольку под наблюдением семья находится не один год, то абилитационная сфера имеет значительный удельный вес, что позволяет охватить вниманием большой контингент на амбулаторном этапе.

Абилитационный период реализуется в условиях города и имеет  профилактическую и воспитательную направленность на всю семью наркозависимого, в него, как в фундамент реабилитации, закладываются усилия, направленные на созидание духовно-нравственной атмосферы всей семьи.

Формы духовной терапии созависимых

Обучение навыкам молитвы (утреннего и вечернего правила), осмысленному исполнению молитвенного правила с молитвой по соглашению по методическому пособию – обучающему толковому молитвослову на групповых, или индивидуальных занятиях,  специально обученными сестрами милосердия, владеющими навыками обучения молитве.

Индивидуальное обучение участию в Святых Таинствах, помощь в подготовке к ним по разработанным методическим пособиям.

Обучение чтению Святого Евангелия, Псалтири, их толкований.

Обучение правилам поведения в Храме, изучение литургии

Знакомство с Марфо-Мариинским путем духовного развития

Обучение   выполнение индивидуального послушания во Славу Божию.

Обучение и совместное пение церковных песен.

Просмотр обучающих фильмов с последующим обсуждением

Совершение паломнических поездок по святым местам, святым источникам с зависимыми и их родителями.

Обучение правильному семейному устроению жизни в соответствии с заповедями Божиими на специально  разработанном  обучающем курсе.

 

Во время 5-го – паломнического этапа родителей обучают к жизни уже не с наркоманом, а с воцерковляющимся человеком, происходит приобретение опыта совместной духовной жизни, готовятся к принятию возвращающегося в обычный мир родного чада обновленным человеком.

За годы работы высокие результаты достижения стойкого и длительного воздержания от приема алкоголя и наркотических средств показывают пациенты, прошедшие курс реабилитации и ресоциализации с одновременным воцерковлением.

По нашим данным за период с 2001 года и по настоящее время к нам обратились за помощью 2008 семей. В зоне постоянного духовного наблюдения находится 742 созависимых (родителей).

57 человек (65% от общего количества членов Сестричества)  активно служат в Сестричестве.

97% обратившихся - жители г. Новокузнецка,

3% - жители Кемеровской области, и других регионов (Новосибирск, Томск, Ленинск-Кузнецкий, Москва, Красноярский, Алтайский, Краснодарский край, Германия)

 

Отмечается 100% духовная реабилитация созависимых родственников.

 

На дневном стационаре в 2011 году прошли или проходят реабилитацию 30 созависимых родственников.

 

Литература:

 

  1. Епископ Михаил Грибановский. Над Евангелием.Москва. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2004. 320 с.
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Сурова Л.В. Открытый урок. Книга для педагогов и родителей. «Христианская жизнь». Клин, 2006.
  4. Шалаев В.П. Синергетика как парадигмальный адаптор в системе современного научного знания // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Т. 3. Ч. 2. М., 2004. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000988/st005.shtml    10.01.11. 
  5. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронограф, 2004. – 480 с.

Протоиерей Алексий Шульгин

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5