На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Современное состояние системы профилактики наркотизма в Российской Федерации и способы ее оптимизации

Приобщение к злоупотреблению наркотиками и наркотическая зависимость являются био-психо-социо-духовной проблемой, поскольку в их возникновении и формировании принимают участие биологическая (генетическая и психосоматическая) предрасположенность («био»), психологические особенности личности («психо»), вектор социальной направленности личности, макро- и микросоциальная диспозиция («социо»), а также духовно-нравственное наполнение как индивида так и общества в целом («духовная»). Поэтому профилактика приобщения к наркопотреблению (первичная профилактика), формирования зависимости от наркотиков (вторичная профилактика) и рецидивов болезни после проведенного лечения (третичная профилактика) должны осуществляться по нескольким направлениям, которые составляют единую систему противодействия наркотизму:

  1. позиция государства на противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению наркотиками – политическая составляющая системы  профилактики:
  2. санация социальной среды от наркотиков – полицейская составляющая;
  3. формирование психологически гармоничной, духовно-нравственно  наполненной и социально нормативной личности – воспитательно-образовательная составляющая;
  4. объективная оценка числа наркопотребителей современными средствами химико-токсикологического анализа (мониторинг и первичная профилактика)
  5. психологическая коррекция, лечение уязвимых лиц (группы риска) и больных зависимостью  – медицинская составляющая;
  6. развитие социума, создание условий для нормативного формирования и функционирования личности, в том числе и условий для ресоциализации  прошедших лечение наркозависимых  -  социальная составляющая;
  7. законодательное и нормативно-правовое обеспечение всех форм и направлений профилактики наркотизма – юридическая составляющая;
  8. организация государственной системы противодействия наркотизму на принципах межведомственного взаимодействия – государственная составляющая системы профилактики.

Значение каждой из всех составляющих системы противодействия наркотизму и их соотношение на всех последовательных этапах  формирования наркомании и ее динамики (донозологический период→  эпизодическое наркопотребление → систематическое наркопотребление→ злоупотребление наркотиками с вредными последствиями → зависимость от наркотиков 1→3 стадии → этап ремиссии болезни зависимости) может  меняться. Но все они являются неотъемлемой частью комплексной системы профилактики наркотизма и не могут рассматриваться и реализовываться самостоятельно и независимо друг от друга.

В настоящее время в Российской Федерации профилактика наркотизма реализуется через огромное число министерств, ведомств и неправительственных организаций, которые не связаны между собой, а если и связаны, то только формальными принципами межведомственного взаимодействия.  Они работают по собственным  принципам, схемам и моделям, которые нередко противоречат друг другу.  

Нормативно-правовое обеспечение всех форм профилактики имеет ведомственный характер, что неизбежно приводит не только к несогласованности действий,  но и к неизбежным противоречиям. Например, приказом Минздрава РФ запрещено использовать в медицинских целях технологии Рона Хаббарда, поскольку доказано их деструктивное влияние на психику больных, но эти же технологии широко используются в работе реабилитационных центров системы «Нарконон», поскольку они не относятся к Минздравсоцразвития.

Реабилитационные и образовательные центры ведомственной принадлежности работают в соответствии с ведомственными приказами и инструкциями. Например, деятельность реабилитационных центров для наркозависимых системы Минздравсоцразвития  регламентируется приказом Минздрава РФ № 500 от 22.10.2003 г. «Протокол ведения больных. «Реабилитация больных наркоманией», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.01г., приказом Минздрава РФ №76 от 18.03.97г. «О наркологических реабилитационных  центрах». Но в силу ведомственного характера нормативно-правовой базы она не имеет отношения к огромному числу негосударственных и конфессиональных центров, работа которых никак не регламентируется. В связи с этим оценить работу негосударственных и конфессиональных центров и повлиять каким-то образом на их  деятельность, как в позитивном, так и в негативном плане не представляется возможным. Все это в совокупности нарушает права больных, которые в различных реабилитационных центрах получают не просто различные услуги, но и различный и часто абсолютно недостаточный объем услуг, что не приводит к желаемому результату.

В связи с этим  для преодоления ведомственной разобщенности и для создания на государственном уровне действенной и эффективной системы противодействия незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению наркотиками необходимо:

  1. создать эффективный механизм государственной координации всех форм профилактики наркотизма в Российской  Федерации;
  2. создать на государственном уровне эффективный механизм  взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств между собой и с неправительственными, общественными и конфессиональными организациями;
  3. разработать единый для всех организаций и ведомств алгоритм всех форм профилактики наркотизма;
  4. разработать единые для всех заинтересованных организаций и ведомств  стандарты всех форм профилактики наркотизма;
  5. разработать механизмы стимуляции и контроля деятельности учреждений и организаций различной принадлежности и формы собственности;  
  6. обеспечить деятельность всех заинтересованных учреждений и организаций различной принадлежности и формы собственности единообразной законодательной и нормативно-правовой базой для чего необходимо скоординировать ведомственные нормативно-правовые  базы и привести их в соответствие с ФЗ-98 №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», который также необходимо скоординировать и расширить.

Для реализации этих задач  целесообразно создать  на постоянной основе при Президенте Российской Федерации либо при Правительстве Российской Федерации структуру (центр, комиссия и т.д.) по стратегическим исследованиям и  законодательным инициативам в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению наркотиками», высокий статус которой позволит решать проблему противодействия наркотизму в Российской Федерации вне ведомственных интересов и в соответствии с запросами гражданского общества и с поставленными в Стратегии целями.  

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5