Как развить способности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как помочь им найти свое место в жизни, для чего важна мотивация их родителей и почему для детей с ДЦП не всегда полезно инклюзивное образование, - рассказали участники вебинара Синодального отдела по благотворительности – cвященник Михаил Потокин и специалист Института коррекционной педагогики РАО Алевтина Кроткова.
Чаще всего в числе нарушений опорно-двигательного аппарата рассматриваются детский церебральный паралич (ДЦП), различные заболевания костно-мышечного аппарата, обусловленные генетическими факторами, плоскостопие, сколиоз, искажение формирования конечностей. Степень нарушения может существенно различаться – от незначительных проблем с движением до невозможности себя обслуживать.
По данным Минздравсоцразвития, в 2010 году в России было зарегистрировано 71 429 детей с диагнозом «ДЦП» в возрасте до 14 лет и 13 655 детей с 15 до 17 лет с аналогичным диагнозом. Алевтина Кроткова отметила, что за последние 10 лет число случаев подобных нарушений у детей увеличилось на 5-6%. Стало больше случаев со сложной структурой дефектов, при которых основной проблеме сопутствует нарушение психического развития.
Однако прямой зависимости между степенью детского церебрального паралича и развитием интеллекта не существует, подчеркивает специалист. «Возможности детей с ДЦП непредсказуемы, поскольку диагностика их умственных способностей связана с большими сложностями, – продолжила Кроткова. – У тяжелых больных существуют возможности компенсации, благодаря которым упорные занятия могут привести к замечательным результатам лечения».
Алевтина Кроткова рассказала, что в России открыто несколько федеральных центров помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в которых с большой эффективностью осуществляется коррекционное лечение, с детьми занимаются логопеды, дефектологи и психологи. За 15 лет в них в целом значительно повысились профессионализм врачей и уровень оснащенности.
Также, по мнению специалиста Института коррекционной педагогики, хорошие результаты в развитии речи и навыков общения у детей с ДЦП позволяет получить новая форма дошкольного образования – система игровых занятий лекотека.
При этом возможности инклюзивного образования (создание дополнительных условий для обучения детей-инвалидов в обычных школах) Кроткова оценивает как средние. Она считает, что «к большому сожалению, полноценное включение ребенка с ДЦП в среду сверстников, не страдающих этим недугом, не всегда полезно».
«На развитие детей большое влияние оказывает психологический климат в семье. Известно, что значительная часть семей, в которых дети страдают ДЦП, распадаются, – констатировала Алевтина Кроткова. - Поэтому необходимо развивать как отдельное направление работы – психологическую помощь, консультирование и мотивацию членов всех таких семей».
Особо специалист-педагог отметила проблему гиперопеки родителей над ребенком-инвалидом. Излишнее внимание, считает Кроткова, не помогает, а мешает развитию интеллекта ребенка. Родители не дают детям реализоваться – их активность проявляется на короткий период, а затем угасает, дети уходят в себя. «Нужно равновесие между желанием помочь ребенку и пониманием, что прожить жизнь за ребенка невозможно, – поясняет Алевтина Кроткова. – Ребенок с ДЦП самостоятельность проявить может и должен, насколько это ему под силу».
О своем опыте духовного окормления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на вебинаре рассказал иерей Михаил Потокин, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. Отец Михаил отметил, что большая часть жизни инвалида волей-неволей посвящена внутренней работе. Его опыт духовника говорит, что внутренняя жизнь людей с ДЦП богата и имеет большой потенциал.
Общение со здоровыми детьми идет инвалидам на пользу, возвращает их к активной жизни, добавил священник. Он уверен, что нужно только поощрять занятие инвалидов ремеслами и художествами, сославшись в этом на положительный опыт итальянской общины св. Эгидия.
Также иерей Михаил Потокин затронул вопросы создания условий для посещения инвалидами храмов, отметив, что в рамках новой программы строительства 200 храмов в городе Москве должны быть предусмотрены пандусы и другие технические приспособления, обеспечивающие участие в богослужении инвалидов-колясочников.
Полная запись вебинара доступна по адресу http://diaconia.ru/webinars/notices/2402
Арсений ЗАГУЛЯЕВ