63% граждан России считают, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а 33% – с момента рождения, свидетельствует исследование «Религия в российском обществе. Традиционные и либеральные взгляды», проведенное агентством социальных технологий "Политех" по заказу Общественной палаты РФ.
По результатам опроса, этой точки зрения придерживается абсолютное большинство российских женщин (74%) и около половины мужчин (50%). Более 2/3 верующих вне зависимости от их религиозной принадлежности и больше половины атеистов считают, что жизнь человека начинается с момента зачатия.
Исследование было выполнено в рамках подготовки к слушаниям «Религия в светском обществе», проведенным 9 февраля комиссией Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести. Опрос проводился в ноябре 2011 года методом телефонного анкетирования 1800 человек старше 18 лет в 149 городах 74 субъектов РФ.
Аналогичные опросы проводились и ранее. Так, в январе 2010 года по инициативе комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Фонд общественного мнения провел всероссийский опрос с выборкой 2000 человек. С тем, что «человеческая жизнь начинается с момента зачатия», были «согласны» и «скорее согласны» 70% опрошенных, а «несогласны» и «скорее несогласны» – 12%. «В чем-то согласны, в чем-то нет» были 18% респондентов.
«Как в 2010, так и в 2012 гг. оказалось, что нравственное сознание россиян на несколько порядков опережает действующее законодательство. – Прокомментировал результаты опросов старший преподаватель кафедры биоэтики РНИМУ имени Н.И. Пирогова иеромонах Димитрий (Першин). - Идеология воинствующего атеизма, согласно которой человек до рождения – лишь биомасса, не наделенная ни душой, ни личностью, запустила абортную мясорубку в стране, но не смогла аннигилировать заповедь «не убий», осеняющую и нерожденных детей. Поэтому даже совершая миллионы абортов в год, Россия не готова мириться с этой кровью, а стало быть, необходимы такие законодательные нормы, которые поддерживали бы не абортную индустрию, а, напротив, – институты материнства и детства, семьи и ответственного отцовства».
Отец Димитрий напомнил, что в принятом в 2011 году законе «Об основах охраны здоровья граждан» были учтены некоторые предложения Святейшего Патриарха Кирилла. Однако в то же время «ряд важных поправок принят не был, – отмечает отец Димитрий. – Не несут уголовной ответственности врачи, нарушающие порядок проведения аборта, производство абортов по желанию оплачивается из кошелька всех работающих россиян через фонд медицинского страхования, а нуждающиеся беременные женщины не получают финансовой помощи».
Иеромонах Димитрий (Першин) полагает, что данные исследования 2012 года дают возможность продолжить законодательную работу с тем, чтобы насколько возможно «очеловечить» российское право, «призванное не убивать, а помогать беременным женщинам осуществить свой выбор в пользу материнства и семьи».
Сегодня, в Конституции Российской Федерации не определен однозначно момент начала человеческой жизни. При этом в пункте 2 статьи 17 провозглашается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В некоторых случаях жизнь и телесная неприкосновенность эмбриона выступают в качестве объекта, охраняемого уголовным, гражданским и другими отраслями права.
Между тем ряд международных документов провозглашает, что человеческая жизнь начинается еще до появления ребенка на свет.
Декларация прав ребенка применяет понятие «ребенок» к человеческому существу еще до его появления на свет и в своей преамбуле указывает на то, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Американская конвенция о правах человека утверждает: «Каждый человек имеет право на уважение к его жизни. Это право защищается законом и, как правило, с момента зачатия».
Конституции ряда стран членов Европейского Союза также признают право на жизнь человека до рождения. Так, Конституции Чешской республики и Словацкой республики провозглашают, что «человеческая жизнь достойна охраны уже до рождения». Поправка в Конституцию Ирландии, принятая на референдуме 1983 г., устанавливает, что государство «признает право на жизнь нерожденного ребенка наравне с правом на жизнь его матери, гарантирует в своих законах уважение, защищает и поддерживает настолько, насколько это возможно, своими законами это право».
В октябре 2011 года Суд Европейского союза запретил выдавать патенты на технологии и результаты научных исследований, связанные с разрушением человеческого эмбриона.
С 1 января 2012 году в Венгрии вступила в силу новая редакция национальной Конституции, которая утверждает, что «жизнь зародыша будет защищена от момента зачатия» и запрещает «евгенические методы, нацеленные на отбор людей, а также меры, делающие человеческое тело и его части источником прибыли, и репродуктивное клонирование».
Арсений ЗАГУЛЯЕВ