Более 100 человек в Екатеринбургской и Петропавловско-Булаевской епархиях дали обет отказа от употребления спиртных напитков на разные сроки. Вместе с ними обет трезвости на время Великого поста дали правящий архиерей Петропавловско-булаевской епархии епископ Гурий и глава Екатеринбургской митрополии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
В Петропавловско-Булаевской епархии обет трезвости дали священнослужители, участвовавшие в работе епархиального собрания. На заседании, прошедшем 23 февраля, выступил протоиерей Илья Шугаев, член Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Отец Илья описал масштабы проблемы алкоголизма, ставшей в России поистине «всенародной трагедией». После выступления священника епископ Петропавловский и Булаевский Гурий предложил присутствующим дать обет трезвости на время Великого Поста, подав тем самым положительый пример своим прихожанам. Обет был принесен в Вознесенском кафедральном соборе Петропавловска после молебна перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и иконой священномученика Мефодия, епископа Петропавловского, положившего начало трезвенному движению в этом городе Казахстана.
В Екатеринбургской епархии принятие обета прошло 25 февраля, после молебна в обществе трезвости при Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге. От употребления спиртных напитков на разные сроки отказались 100 человек. Из них 19 – священнослужители. Вместе с ними обет трезвости на период Великого поста дал и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Общество трезвости при Ново-Тихвинском монастыре существует уже 15 лет. В течение года обет трезвости здесь дают в общей сложности 200-250 человек. Нынешняя акция стала для него рекордной по числу участников.
То, что обет в обоих случаях приносится именно перед Великим постом, не случайно. По опыту священнослужители знают, что многие прихожане стараются в это время начать новую жизнь, расставшись со своими греховными привычками. «Пример духовенства призван укрепить их в решимости измениться. Алкогольный соблазн слишком силен. Нужны положительные примеры зрелых, духовно здоровых людей, не употребляющих алкоголь», – считает председатель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин.
Хотя употребление вина в воскресные и праздничные дни Великого поста не запрещено, по мнению многих духовников, полный отказ от спиртного в это время желателен и подчас даже более важен, чем воздержание от скоромной пищи. Так, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы иерей Михаил Потокин отмечает, что «другие люди были в то время (когда писались уставы – Diaconia.ru), духовно гораздо более крепкие. Постились часто настолько строго, что в будние дни вообще не вкушали никакой пищи. К тому же вино тогда было натуральным, употреблялось разбавленным водой и часто – в медицинских целях… Вот и не надо выхватывать из этих правил фрагменты, чтобы оправдывать свои страсти».
Валерий Доронкин поясняет, что практика принятия обетов трезвости священнослужителями имеет давнюю историю. Одним из первых архиереев, принесших такой обет, был священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский, впоследствии митрополит Киевский. «Он был одним из организаторов II Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с народным пьянством, который прошел в Москве в 1912 году. Этот съезд стал определяющим в понимании тогдашним российским обществом необходимости борьбы с алкоголизацией страны. Практические деятели обществ трезвости, как известно, принимали обет трезвости», - продолжает Валерий Доронкин.
Сегодня обеты трезвости даются, как правило, в соответствии с чинопоследованием, сложившимся в Русской Православной Церкви в конце XIX-ого века. Практика принесения обета трезвости существует в 44 обществах трезвости, входящих в Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение». Обеты имеют продолжительность от 1 месяца до всей жизни. Их длительность определяется духовником общества трезвости индивидуально для каждого его члена. В дореволюционной России была широко распространена практика обета на один год, с последующим повторением. Из 2100 человек, активно участвующих в жизни братства, на данный момент обет трезвости несут 1108 человек.
Обет трезвости: за и против. Материал Miloserdie.ru
Практическое руководство по организации помощи зависимым от алкоголя и наркотиков, в котором присутствует раздел об обетах трезвости, на сайте Diaconia.ru.
Принятие обета трезвости в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге
Арсений ЗАГУЛЯЕВ