Через 5-7 лет возможно широкое применение клеточных технологий, которые исключают использование человеческих эмбрионов и не вызывают опасных для здоровья побочных эффектов, отметили участники круглого стола по законодательству в области клеточных технологий и продуктов, проведенного 26 апреля в Госдуме.
Круглый стол с участием депутатов, ученых, представителей исполнительной власти и Церкви был организован Комитетом Госдумы по науке и наукоемким технологиям для того, чтобы выработать рекомендации российским органам власти на федеральном и региональном уровнях по стратегии развития клеточных технологий и созданию соответствующей законодательной базы.
Напомним, что в ближайшее время в Думу может быть внесен законопроект о биомедицинских клеточных продуктах, разработанный Минздравсоцразвития. Новый закон, в том числе, вводит запрет на использование клеток эмбриона и плода человека в клеточных технологиях. Первый вариант закона был представлен в 2010 году, и после широкой дискуссии в экспертном сообществе и в СМИ вернулся в министерство на доработку. В 2011 году был опубликован обновленный законопроект, также вызвавший большой общественный резонанс. Русская Православная Церковь поддержала запрет на использование клеток эмбриона и плода человека и предложила пакет поправок к законопроекту. Поправки были разработаны в Отделе по благотворительности группой экспертов: специалистами по биоэтике, священниками, юристами, представителями научных институтов. В числе прочего, поправками предложено ввести определение эмбриона как человека на стадии развития от зиготы до 8 недель, включить в состав экспертов совета по биомедицинской этике представителей религиозных организаций, а также расширить понятие клеточного продукта для того, чтобы исключить использование аморальных технологий – трансплантации пластов эмбриональной ткани или суспензий некультивированных клеток, непосредственно полученных от абортированных плодов.
Как подчеркивали в своих выступлениях замглавы Минздравсоцразвития Вероника Скворцова и председатель думского комитета по науке Валерий Черешнев, прошедшие слушания не являлись обсуждением самого законопроекта. Однако выступление большинства их участников в той или иной степени касались необходимости введения четких принципов правового регулирования в области применения биомедицинских технологий.
«Нечистоплотное использование самых перспективных биомедицинских разработок с учетом их радикальности и возможности вторжения в самые сокровенные механизмы… может иметь очень серьезные последствия», – отметила Вероника Скворцова, обосновывая необходимость разработки пакета законов, регулирующих развитие биомедицины в России.
Директор Департамента инновационной политики и науки Минздравсоцразвития Николай Семенов подчеркнул, что «беременная женщина и ребенок с точки зрения государства должны быть неприкосновенны». Семенов призвал «мотивировать женщину на продолжение рода и вынашивание беременности, а врача – на активную работу по предупреждению абортов». Он уверен, что недопустимо коммерциализовывать отношение врача к прерыванию беременности. «Не важно, на какой стадии развития находится абортируемый плод» – важно то, как мы относимся к самому негативному событию», – продолжил он.
Руководитель комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин), обратил внимание участников слушаний на то, что законодательный запрет на использование эмбриональных стволовых клеток служит дополнительным стимулом развития иных, более прогрессивных клеточных технологий. Отец Димитрий напомнил собравшимся, что ценность человеческой жизни является незыблемым принципом, положенным в основу европейской цивилизации.
Заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ирина Силуянова отметила, что необходимость развития науки и проведения исследований не может превалировать над морально-этическими нормами, над необходимостью уважения к человеческой личности на всех этапах ее развития.
Как отметили представители научного сообщества, сейчас активно развиваются технологии, исключающие использование эмбриональных стволовых клеток. Как сообщил директор Института экспериментальной кардиологии Владимир Смирнов, в течение 5-7 лет найдут широкое применение технологии репрограммирования клеток, изъятых у организма пациента, при котором они смогут приобрести свойства стволовых клеток.
Большинство участников круглого стола полагает, что исследования в области биомедицинских клеточных технологий и продуктов в России в целом отстают от мирового уровня. Они не обеспечены нормативной базой и не имеют системной поддержки со стороны государства. Как следствие, клеточные технологии развиваются на средства неспециализированных инвесторов и направлены по преимуществу на извлечение прибыли.
Выход представители власти, научного и делового сообщества видят в совершенствовании законодательного обеспечения биомедицинских исследований и применения клеточных технологий, а также в развитии системы обучения и сертификации специалистов по разработке, контролю и использованию клеточных продуктов.
Круглый стол собрал около 190 участников – депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Минздравсоцразвития, Русской Православной Церкви, государственных академий наук, научной общественности и деловых кругов.
Арсений ЗАГУЛЯЕВ