14 декабря в рамках курса дистанционного обучения социальному служению прошел вебинар «Типология случаев в практике предабортного консультирования. Стратегия работы психолога». Психолог-консультант кризисного центра благотворительного фонда «Семья и детство» Мария Рожкова проанализировала причины абортов, типичные примеры обращения с женщиной, пришедшей на консультацию психолога, и представила стратегию работы психолога.
Ведущая привела официальные статистические данные о количестве абортов в России в 2010 году. Всего в стране было проведено 1186108 операций по искусственному прерыванию беременности, в том числе 80584 аборта женщинам в возрасте до 19 лет. Таким образом, ежедневно в России совершается 5000 абортов. Цифры официальной статистики «можно смело увеличивать в несколько раз», отмечает Мария Рожкова, объясняя это тем, что в статистика не учитывает множество случаев анонимных абортов в частных клиниках.
Аборты в сегодняшней России стали проблемой, затрагивающей все слои общества, подчеркнула психолог: как преуспевающих женщин, так и малообеспеченных (мигрантов, бездомных), решающих прервать беременность.
Сами женщины на консультации называют следующие причины абортов: материальные и жилищные проблемы, страх перед физическими и моральными трудностями, неблагополучные отношения в семье, «ребенок вне брака».
Однако существуют и внутренние проблемы, которая сама женщина может не осознавать, но которые оказывают существенное влияние на ее решение сделать аборт. К ним относятся отсутствие моральной поддержки, сильное давление на женщину со стороны ее окружения, сохраняющиеся с советских времен социальные стереотипы («два ребенка достаточно»), и пропагандируемый СМИ культ успеха и жизненного комфорта.
Большую роль играют и необоснованные страхи, возникающие как из-за отсутствия психологической поддержки, так и недостаточной информированности о течении беременности, влияния на него лекарств, медицинских процедур и образа жизни.
Анализ статистики предабортного консультирования в Москве выявил следующие причины обращений женщин: социально бытовые, финансовые проблемы (33,40 % обращений), проблемы взаимоотношений с партнером (26,10 %), психологическая зависимость от окружающих (20 %), множественные аборты как способ контрацепции (11 %), возрастная беременность (4 %), медицинское показание (3,5 %), дисфункциональная асоциальная семья (2 %). Всего выявлено 22 категории случаев, которые и были разделены на эти семь основных групп.
Направлением, которое сегодня становится все более важным, Мария Рожкова считает работу с семьями мигрантов. Ведь многие из граждан СНГ и Дальнего Зарубежья не имеют регистрации, а возможно - и вида на жительство, и оказываются социально не защищенными. Зачастую они оказываются и между двух огней: в России их положение полулегально, а на родине (например, в странах с господствующей исламской культурой ) из ждет общественное осуждение, а иногда и угроза здоровью и жизни за внебрачные связи или неподходящий брак. «Им невозможно оказать помощь, кроме пожертвований. Между тем, они совсем не требовательны. Малейшая помощь, оказанная семье мигранта, может быть фактором в пользу сохранения беременности», – считает психолог.
«Решение об аборте является не свободным волеизъявлением женщины, а скорее актом отчаяния в той ситуации, где она беспомощна и не видит возможности получить помощь», – свидетельствует практикующий психолог. При этом Мария Рожкова подчеркивает, что решение о прерывании беременности принимается только женщиной и связано не столько с наличием объективных проблем и препятствий для рождения ребенка, сколько с ее готовностью отстаивать свое материнство и преодолевать сложности ради рождения ребенка. Аборт ради сохранения отношений она называет иллюзией. Опыт свидетельствует, что до 90% пар, в которых женщина сделала аборт, распадается.
Арсений ЗАГУЛЯЕВ