Некоторые журналисты долго не отпускали отца Аркадия после пресс-конференции. Главное, чтобы это желание рассказать о делах милосердия своим читателям и зрителям, не было всего лишь кратковременным порывом. |
Несмотря на то, что опыт социального служения РПЦ пока несравним с опытом католиков и протестантов, у которых не было десятилетий гонений, именно Церковь, по мнению главы Синодального отдела по благотворительности, может показать образцы заботы о нуждающихся. «Церковь – вечная, древняя, но всегда новая и всегда ищет новые формы, – отметил он, – и может предложить государству новые технологии и методы реабилитации».
Небольшой пока опыт церковного социального служения имеет примеры не только в столице, но и во всех епархиях. Если в Москве при службе «Милосердие» более 1000 добровольцев, то в Нижнем Новгороде их 300. В Петербурге более 50 часовен и храмов находится на территории соцучреждений. Во всех епархиях священники открывают приюты, окормляют инвалидов дома и в интернатах. Но информация об этом остается недоступной для людей.
«Это опыт, о котором, к сожалению, очень мало знают, – обратился к коллегам председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда. – В любом учебнике по журналистике можно прочитать, что у СМИ три основных функции: информировать, просвещать и развлекать. Но даже в рамках этих функций можно информировать о разном».
В том числе и для того, чтобы показать пример и привлечь внимание общества, сам Патриарх и его викарии посетят на Пасху ряд столичных социальных учреждений. «Святейший Патриарх хотел бы, чтобы делами милосердия занимались все члены Церкви», – ответил протоиерей Аркадий Шатов на вопрос, кто должен заниматься социальным служением. Но социальное служение – это не только праздники, это ежедневная работа, чем больше людей примут участие в которой, тем большее количество нуждающихся в помощи она сможет охватить.
«Логика „мои 100 рублей ничего не могут сделать“ не верна. Сейчас мы уже с уверенностью можем сказать: могут!» – сообщил журналистам Владимир Легойда. Опыт православной службы «Милосердие» по созданию добровольческой службы и программы массового сбора пожертвований доказал, что подобные проекты работают. И теперь речь идет уже о перенесении этих моделей на всю систему церковной социальной деятельности.
Участники пресс-конференции напомнили также присутствующим, что милосердие не бывает избирательным, то есть не зависит от вероисповедания, национальности или каких-то других качеств человека – милосердие направлено к любому нуждающемуся в помощи, и принять в нем участие может также любой.
«Ведь Церковь – это не группа людей, которые спустились с Марса и
Александра ОБОЛОНКОВА