На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Добровольцы развивают приход

Зачем нужно брать в добровольцы атеистов, как добровольцы развивают жизнь прихода и почему, несмотря на наличие соцработников, добровольцы остаются незаменимыми в больших городах - рассказала руководитель службы добровольцев «Милосердие», зампредседателя Синодального отдела по благотворительности Марина Васильева в ходе обучающего вебинара.

«Примерно через год после того, как мы начали организовывать добровольческую службу, я поняла, что у меня качественно изменилась среда общения. И когда коллеги по работе жаловались мне на жизнь (я работала в тот момент в коммерческой организации), я не понимала их. «Слушай, — говорили они мне. — Так много кругом плохих людей, так себя все ведут неправильно, все какие-то равнодушные, никому ни до кого нет дела». А я слушала, и искренне не понимала, о чем они говорят. Потому что вокруг меня такие люди хорошие и замечательные собирались! «Неужели мы в каких то разных мирах живем?» — думала я. А потом я поняла, что в тот период я просто очень много общалась с добровольцами. Добровольчество — это действительно своего рода фильтр, который задерживает энтузиастов. Людей, которые готовы жертвовать своим временем, деньгами, силами, а часто и здоровьем», — поделилась во время вебинара своими мыслями Марина Васильева. По ее мнению, создание на приходе добровольческой службы оживляет приходскую жизнь. Попутно воцерковляются и добровольцы — в этом Марина Васильева видит одну из самых важных миссий организации добровольческого служения. «Нельзя закрывать двери и оставлять одних православных», — считает она. В службе «Милосердие», например, есть один мусульманин, а около 80% записывающихся в добровольцы являются людьми нецерковными. Но постепенно, через регулярные беседы со священником и совместные чаепития, паломнические поездки, молебны, они впитывают ценности православия. Конечно, иноверцев просят с пониманием отнестись к запрету на проповедь своей веры. Сейчас в «Милосердии» более тысячи добровольцев, помогающих 12 госучреждениям и приблизительно 200 подопечным в Москве и Московской области. А начиналось все гораздо более скромно.

Служба «Милосердие» возникла вынужденно. Произошло это в 2006 году, когда епархиальная комиссия по церковной социальной деятельности открыла телефонную справочную службу. Помимо вопросов, на телефон стали поступать и многочисленные просьбы о помощи. Мучаясь от невозможности помочь звонящим чем-либо кроме информации, православные операторы службы начали просить руководство о поддержке. Первых добровольцев было около 25 человек. Сейчас же только каждую неделю приходят по 11 новых добровольцев. Все «новенькие» попадают на обязательное собеседование со священником и заполняют «анкету добровольца». В «Милосердии» существует железное правило — как бы ни было тяжело, без собеседования к подопечным  пускать нельзя никого и никогда. «Отсеивать стоит людей неадекватных и имеющих корыстные мотивы», — советует заместитель председателя Отдела по благотворительности Марина Васильева. В качестве первых подопечных для приходских добровольцев Васильева предложила людей, которых на дому причащает священник — наверняка им требуется какая-то помощь, если они не могут дойти до храма. Кроме того, священник должен обязательно объявить о том, что он поддерживает данную инициативу и готов духовно окормлять добровольцев. При этом от всех организационных обязанностей священника необходимо максимально освободить, считает Марина Васильева. Для привлечения новых добровольцев нужно максимально распространить информацию о себе в городе — завести собственный форум, расклеить объявления на остановках, разложить листовки в соседних храмах. Не помешает и электронная база данных, куда будут заноситься анкетные данные добровольцев — это позволит в случае необходимости быстро найти, например, добровольца с машиной или добровольца с навыками плотника. Также помогут контроль выполнения просьб, сплошной обзвон всех добровольцев раз в год и личное посещение координаторами всех подопечных своего района. Важным является наличие у любого добровольца возможности связаться с духовником или любым из руководителей службы. После выступления Марины Васильевой участники вебинара, которых набралось более 120 человек, смогли задать ей свои вопросы.

На вопрос «как избежать выгорания?» Марина Васильева ответила, что помогут любые объединяющие мероприятия — богослужения, чаепития, поездки, а также семинары и тренинги. Кроме того, духовник должен следить за духовной жизнью координаторов и рядовых добровольцев. И еще один совет — не нужно тревожить добровольцев во время отпуска, а их инициативы нужно стараться по возможности поддерживать, это повышает мотивацию. «Как можно убедить человека стать добровольцем?» — спросил один из участников семинара. Ответ был обескураживающе прост — никак. «Наша задача не уговорить тех, кто не хочет этим заниматься, помогать другим. Наша задача дать возможность заниматься этим тем тому, кто хочет», — заявила Марина Васильева. На вопрос о том, бывают ли конфликты с родственниками подопечных, выступавшая ответила, что бывают. Поскольку у многих подопечных службы есть родственники, из-за визитов добровольца они начинают беспокоиться, переживать за судьбу квартиры, и в связи с этим проявлять больше участия в судьбе подопечного. В результате чато последнему это идет только на пользу. «Если мы видим, что родственники начали сами заботиться о человеке, то мы с радостью уходим», — говорит Марина Васильева. Но бывает и по-другому. Иногда у родственников просто не хватает сил, чтобы заботиться о члене своей семьи, и тогда они принимают помощь от добровольца с большой благодарностью. В этом случает доброволец и родственник начинают работать в тандеме.

Участников семинара также интересовал вопрос, не подменяют ли добровольцы собой государственных соцработников. На это зампредседателя Синодального отдела по благотворительности привела пример из своей практики. У одной из подопечных бабушек умер сын. И первые несколько дней после его смерти добровольцы посменно оставались ночевать у нее в квартире. «Мы не должны дублировать функции государственных соцработников, а призваны прежде всего проявлять любовь, внимание, сочувствие, которые не вписываются в рамках инструкций и должностных обязанностей», - объяснила главное отличие Марина Васильева. «Проявить любовь — это сделать чуть больше, чем требует справедливость», — добавила она.

Запись семинара доступна по этой ссылке. Через запись вебинара также можно скачать методические материалы вебинара, в том числе практическое пособие и анкету добровольца.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви благодарит компанию Webinar.ru (http://webinar.ru/), которая осуществляет техническую поддержку дистанционного обучения технологиям социального служения



Кирилл МИЛОВИДОВ



Заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности и

организатор крупнейшей православной службы добровольцев Марина ВАСИЛЬЕВА

в ходе вебинара рассказала о своем опыте развития добровольчества на приходе




Код для размещения ссылки на данный материал в блоге:


Как будет выглядеть ссылка:

29.03.2011, 3286 просмотров.

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5