12 июня Россия отметила свой национальный праздник. О своем отношении к этой дате, смысле и итогах постсоветского периода «Татьяниному Дню» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон:
— В
В советское время мы не могли воспитывать детей в Православии, не могли помогать больным, не могли говорить о своей вере, не могли печатать книги — ничего не могли. Используя новую свободу, мы все можем.
Но как мы используем эту свободу, зависит от нас. То, что ее стали использовать бандиты, корыстные люди, жулики и всякого рода мошенники, — это их вина, а не только вина прежнего строя, который не приучил их к свободе. Беда народа — что многие воспользовались свободой неправильно. Но как мы не можем сказать, что в первородном грехе Адама и в отпадении дьявола виноват Бог, хотя свобода была условием того, что произошло, так же и здесь: получив свободу, человек может пойти помогать другим, может жить свободно и счастливо, может трудиться на благо родины и жертвовать собой, а может все сгребать под себя, убивать и насильничать. Поэтому свобода — это искушение и ответственность.
Что касается веры и Церкви — мы можем назвать сегодняшнюю Россию наследницей России тысячелетней. Для русского народа новое обретение Православия — это продолжение традиции. Что касается государственного строя и политической системы — мы не можем так сказать, потому что монархический строй нельзя сравнить с нынешним. Что касается культуры, которая была у людей до революции, и уровня нравственной жизни, — тоже нельзя сказать, что мы являемся наследниками того, что было, перепрыгнув через голову советского периода. В каких-то аспектах мы продолжаем традицию, ее продолжают отдельные люди, а в каких-то аспектах преемства нет. Многие люди называют себя православными, но по сути таковыми не являются и о Православии ничего не знают.
Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности