В чем сходство служения врача и священника? На что должны обращать внимание православные врачи? Об этих и других аспектах взаимодействия Церкви и медицины рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, председатель Общества православных врачей России епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, открывая работу III Всероссийского съезда православных врачей.
Ваше Высокопреосвященство, ваше Преосвященство, уважаемые члены Президиума, дорогие участники Съезда Православных Врачей, дорогие отцы, братья и сестры, дорогие гости сегодняшнего форума. Мы все с вами прекрасно знаем, что после изгнания из рая человек на земле страдает. Страдает, когда рождается в этот мир; страдает, когда живет в этом мире; страдает, когда уходит из него. И как ни борется медицина с болезнями, появляются все новые, и нет такого лекарства, которое могло бы вылечить от смерти. Эти страдания связаны не только с телом, страдает душа человека. Страдают люди от злых страстей, от греховных язв, страдают от различных страхов, от одиночества.
На Земле есть два основных служения, которые прямо направлены на то, чтобы помочь человеку в его страдании – служение священника и служение врача, и они имеют много общего.
Во-первых, и священник, и врач занимаются излечением человека. Врач лечит тело, священник – душу. Но священник, врачуя душу, принимает во внимание и состояние тела. Также и врач, настоящий врач, который действительно стремится лечить человека, а не только его болезнь, – обращает внимание на душу человека, на его настроение, на состояние его духа.
Во-вторых, схожесть этих служений в том, что и священник, и врач достигают совершенства только тогда, когда они бескорыстны. Врачей, которые благодатью Божией, а не только своим врачебным искусством, лечили больных и при этом достигали удивительных результатов, Церковь называет бессребренниками. Потому что их целью было не заработать деньги, а послужить больному. Точно также для священника стремление к обогащению является препятствием к правильному совершению своего служения. Замечательный старец двадцатого века, Паисий Афонский, на вопрос о том, что самое главное для священника, говорил: «Самое главное - не быть сребролюбивым. Все остальное приложится. Вас будут уважать ваши пасомые, благодать Божия коснется ваших душ, вы научитесь любить людей, которые к вам приходят, и все тогда будет у вас хорошо». Это бескорыстие объединяет и врачей, и священников. Без этой добродетели служение страждущему человечеству невозможно.
И, конечно же, наше служение должно быть обязательно одухотворено любовью. Недостаточно иметь один лишь профессионализм и энциклопедические знания. Врачу нужно иметь любовь. Так и священник не может быть просто требоисполнителем, знатоком уставов, хорошим хозяйственником, организатором - он должен обязательно любить своих пасомых.
Кроме того, и священники, и врачи должны быть готовы помочь в любое время. Мы не можем прийти на работу в девять часов, в пять часов закончить свой рабочий день и пойти домой отдыхать. Мы должны быть всегда готовы на то, чтобы отозваться на чужую беду, поспешить к другому человеку, к больному душой, больному телом. Наша жизнь - не работа, а служение.
Замечательно, что в наше время государство высоко оценивает роль Церкви в обсуждении медицинских вопросов. Министерство здравоохранения и социального развития приглашает священнослужителей, православных специалистов к обсуждению различных вопросов законодательства. И инициативы Церкви иногда принимаются. Так, в новый закон об охране здоровья было внесено предложение Святейшего Патриарха Кирилла о введении времени тишины перед совершением аборта – эта мера уже доказала свою эффективность в других странах.
В наше время, когда медицина развивается очень бурно, когда чуть ли не каждый год появляются новые технологии, очень важно оценивать новые методики с православной точки зрения. Православные врачи в своей оценке таких вещей, как суррогатное материнство, клонирование, эвтаназия, аборты, использование абортивного материала для приготовления лекарственных средств исходят из учения Церкви. Новые медицинские технологии они оценивают не только с точки зрения пользы для человеческого тела, но и с точки зрения возможных последствий для души человека. В данном вопросе очень важно взаимодействие богословов, православных священников и медицинского сообщества для того, чтобы новые достижения науки оценивались и с этической точки зрения.
Однако это взаимодействие необходимо не только на съездах и форумах, оно необходимо каждый день. Мы знаем, что большинство жителей нашей страны называют себя православными, и врач обязательно должен знать основы православного мировоззрения. Это позволит избегать таких случаев, когда врач-гинеколог советует одинокой женщине найти мужчину для того, чтобы решить возникшие проблемы; или когда врач-психиатр считает нормой для человека отсутствие всяких религиозных переживаний. Слава Богу, что сейчас появляется все больше врачей, которые оценивают происходящее с православной точки зрения.
Но иногда, в критических ситуациях, даже православные люди не знают, как поступить . Скажем, при многоплодной беременности врачи предлагают редукцию – уничтожение части эмбрионов для того, чтобы сохранить хотя бы одного ребенка и сохранить жизнь матери. Как поступить в этом случае? Или, например, сейчас очень распространена ранняя внутриутробная диагностика и становится известно, что ребенок должен родиться с патологией, не совместимой с жизнью. Что делать? Решая эти и другие вопросы, мы должны обращаться к церковному учению и при принятии тех или других решений исходить из того, что хочет от нас Господь. Православный врач обязательно стремится исполнить волю Божию.
Слава Богу, что у нас в Церкви есть замечательные дивные старцы - люди, которые могут открыть волю Божию. В моей жизни был такой случай. Родился мой первый внук, у которого была очень тяжелая сердечная патология. Нам предложили попробовать сделать операцию за рубежом. Операция должна была проходить в три этапа, и после третьего этапа по статистике выживало двадцать процентов пациентов. С одной стороны мы, конечно, хотели, чтобы наш младенец был жив, это был первый ребенок у моей дочери. Но с другой стороны, мы понимали, что, скорее всего, это будут лишние мучения для младенца. Надо понимать, что для верующего человека самое страшное — грех, а не смерть. Известно, что в чине младенческого отпевания есть такие слова: «что мя плачите, младенца преставльшегося, несть бо плачевна». То есть если умирает младенец, то Церковь плачет не о нем, она сочувствует родителям, которые потеряли ребенка - они нуждаются в утешении и помощи, но сам младенец, как мы знаем, если он крещен, берется Богом в вечные Его обители и там с ангелами прославляет Бога. Но мы не знали, как поступить в этом случае. Поехали к старцу Кириллу, и он, помолившись, благословил не мучить младенца, отказаться от операции, и младенец через четыре дня скончался. Конечно, для нас пережить все это было тяжело. Но я каждый раз, когда совершаю Литургию, не молюсь об этом младенце, а прошу его молитв обо мне, грешном. Я был с ним эти три дня в реанимации, причащал его каждый день Святой Кровью и младенец тихо, мирно почил, отошел ко Господу. Этим примером я хочу показать, что приоритеты православных людей отличаются от приоритетов людей, которые не знают Бога.
Важно, чтобы священники знали, как нужно поступить в том или другом случае, что означает та или другая болезнь. Иногда, бывает, батюшки дают советы, совершенно не руководствуясь рекомендациями врачей. Скажем, человеку нельзя поститься или человеку с сахарным диабетом нельзя причащаться натощак, а священник требует от него соблюдения правил, которые существуют для здоровых людей, а больной просто не в состоянии их исполнить. Нам, священнослужителям, нужно обязательно прислушиваться к мнению врачей и советовать больным выполнять их рекомендации. Мы, врачи и священники, часто лечим одного и того же человека, и наше взаимодействие здесь, конечно, крайне важно.
Очень радостно, что проходят те времена, когда священников не пускали в реанимацию, когда нельзя было прийти и покрестить в родблоке ребенка, которому угрожала смерть. Если есть опасность, что ребенок не останется в живых, то разрешают при родах присутствовать священнику, который тут же крестит этого ребенка. Замечательно, что у нас теперь священника встречают в больницах не так, как раньше, не закрывают перед ним дверь.
Я недавно встречался с одним батюшкой из Америки, он служит в той епархии, которой когда-то управлял святитель Иоанн Шанхайский. Этот великий святой разделил больничные учреждения своей епархии между всеми священниками. У каждого священника была своя больница, свое отделение, которое он был обязан посещать раз в неделю. Сегодня в Америке священника встречают в больнице с радостью, потому что врачи понимают, что присутствие священника поможет выздоровлению больного.
К сожалению, у нас и сейчас бывают отдельные случаи, когда священнику трудно проникнуть в лечебное учреждение. Недавно я даже написал письмо министру Татьяне Голиковой с просьбой разъяснить эту ситуацию, и получил от нее ответ, что, конечно же, священники, в соответствии с Конституцией, имеют право посещать больных и в реанимации и крестить младенцев в роддомах, что никаких препятствий здесь быть не должно.
Хотелось бы также отметить, что и священникам, и врачам нельзя руководствоваться тем принципом, который однажды провозгласил итальянский диктатор Бенито Муссолини: «Для своих - все, а остальным по закону». Несмотря на то что открыто об этом нигде не говорится, у нас часто действует именно этот принцип. Свой, значит можно пройти мимо приемного отделения, можно миновать необходимые процедуры, положить в отдельную палату. А для остальных в лучшем случае по закону, а иногда и по закону не делают ничего. Также и священник часто уделяет больше времени, с большей радостью и любовью встречает благотворителя, чем обычного прихожанина. Надо понимать, что этот принцип по своей сути совершенно чужд подлинному жертвенному служению священника и врача.
Но как сделать так, чтобы этот принцип был уничтожен в нашей душе, как настроить себя на то, чтобы каждого человека встречать с любовью и в любой момент быть готовым прийти на помощь? Конечно, этого нельзя сделать без Христа, без того, чтобы свою жизнь посвятить Богу, нельзя этого сделать, если заниматься только врачеванием других и не врачевать свою собственную душу. Конечно, наши православные врачи замечательные: интеллигентные, много знающие, подвижники, труженики, отдающие себя на служение ближнему. Но очень часто, к сожалению, они не знают о том, что нужно часто причащаться, у них не хватает времени на чтение Евангелия, подчас им не удается начать день с молитвы. Так получается, что не хватает времени на самое главное – на то, чтобы помолиться Богу и попросить у Него помощи.
Обращаясь к нашим докторам, я хотел бы особо отметить тот факт, что без Христа, без помощи Небесного Врача нам вряд ли удастся сделать что-то доброе. Без Его помощи ожесточается наша душа, и в результате можно стать, в лучшем случае, чиновником, научным деятелем, профессионалом, лекарем, но не добрым, сострадательным доктором. Тем доктором, образ которого с благоговением и величайшей любовью хранит наша русская культура. Со Христом мы можем сделать очень много. Если человек знает Бога, если имеет дерзновение обращаться к Нему, то даже самые тяжелые операции могут пройти успешно, даже самое простое недорогое лекарство может помочь. Мы знаем случаи из житий врачей-бессеребренников, которые в качестве лекарства давали больным что-то совсем не имевшее целительной силы: обычную еду, огородные овощи, и те выздоравливали. И поэтому, конечно же, память о Боге, призывание Бога с молитвой, вера в Его всемогущество поможет нашим врачам совершать чудеса.
Закончить свое выступление я хотел бы воспоминанием о том, что среди ближайших учеников Христа был автор одного из четырех Евангелий – апостол Лука, который был врачом. Я думаю, это не случайно, что уже среди апостолов был человек, соединивший врачебное искусство и глубочайшую веру. Также не случайно, что наша конференция проходит в год, когда мы празднуем юбилей священноисповедника Луки, соименного этому апостолу. Архиепископ Лука был человеком, который своей жизнью доказал возможность единства Церкви и медицины, несмотря ни на какие попытки искусственно разделить два этих служения. Он был верен этому принципу перед лицом тяжелейших испытаний. Ему удалось свои естественные таланты и полученные усердным трудом знания и умения соединить со сверхъестественной благодатью, силой молитвы и удивительной любовью к своим пациентам. Пример святителя Луки показывает нам, что мы с вами тоже можем совершить это соединение врачебного искусства и веры во Христа, истинной веры, которая это искусство может наполнить еще большей силой и совершенной любовью.Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности