7-9 июля в Москве проходил Первый общецерковный съезд по социальному служению, в котором принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 8 июля, в рамках съезда, было подписано Соглашение о сотрудничестве между Церковью и Минздравсоцразвития. О последних событиях в сфере церковной благотворительности, о помощи нуждающимся, служении добровольцев и финансировании социальной деятельности Церкви в эфире радио «КП» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов).
«У ЦЕРКВИ НИЧЕГО НЕТ»
Антон Челышев (радиоведущий «КП»):
- Эксперты всех мастей говорят о том, что Церкви в нашей жизни становится все больше. Вас это задевает или вы считаете, что так и надо?
Епископ Пантелеимон:
- Про первых христиан говорили – посмотрите, как они любят друг друга. Не пиар-компания, не забота о том, чтобы у нас было больше трудоспособного населения, и повышались экономические показатели, а любовь, сострадание - вот основа жизни православного христианина. То, что сейчас от Церкви исходят такие инициативы – это следствие того, что Церковь расправляет крылья и готова всех нуждающихся оберегать. Но у государства есть деньги, законы, структуры. У Церкви после страшных лет гонений нет ничего. Имущество пока не возвращено, у нас деньги, которые жертвуют старушки. Миллиардеры жертвуют больше на восстановление монастырей, храмов, а на социальную деятельность дают совсем немного. Люди за годы безбожия были отучены от того, чтобы помогать другим. Ни в больницу, ни в детский дом входить было нельзя под страхом наказания. И только сейчас появляются люди, которые понимают, что невозможно не помогать нуждающимся. Поэтому и видим некий взрыв такой активности.
Елена Чинкова (корреспондент «КП»):
- А Церковь занимается соцпомощью вместе с государством или автономно?
Еп. Пантелеимон:
- Конечно, больший эффект получается, когда мы делаем это вместе. И на личном уровне отношения с госчиновниками у нас хорошие. Ну, единицы каких-то главных врачей настороженно относятся, не пускают добровольцев в больницы. У нас, в отличие от других стран, Церковь не может получать госдотации на соцслужение, хотя во всем мире это существует. И законы, которые регулировали бы эти отношения с властью, к сожалению, пока, если и приняты, не всегда действуют.
Чинкова:
- В чем суть соглашения с Минздравом?
Еп. Пантелеимон:
- Мы просто оформляем отношения, которые сложились уже давно. Добровольцы ходят в больницы, батюшки причащают больных. Есть больничные храмы, как это было до революции, училища сестер милосердия, которых готовят с помощью государства.
НАРОД ОТУЧИЛСЯ ПРОСИТЬ
Звонок от радиослушателя Леонида Сергеевича:
- Мы в советское время отучились просить. Хотелось бы, чтобы вы пропагандировали такой посыл: «Просите и вам помогут». А одно соглашение с Минздравом не поможет - вот если Церковь сможет организовать контроль за врачами, это бы ситуацию спасло.
Еп. Пантелеимон:
- У нас есть такие службы, которые помогают тем, кто и не надеется на эту помощь. Например, автобус милосердия в Москве для бездомных. К нам приходят люди, которые хотят помогать - в больнице, детдоме, сделать ремонт нуждающимся. Организовывать жесткий контроль за врачами – это дело государства. А Церковь должна наполнять любовью все, что существует.
БОГАТОМУ ПОПАСТЬ В РАЙ ТРУДНЕЕ
Звонок от радиослушателя Алексея:
- Как вы воздействуете на людей, которые находятся при власти, а ведут себя не по закону Божьему? Они дают вам деньги, и вы ведь не отказываетесь.
Еп. Пантелеимон:
- Вот назначь вас мэром или дай вам миллиард, и я посмотрю на вас через год. Власть и деньги очень портят людей. Мы пытаемся им помочь, сочувствуем им, потому что они находятся в страшном искушении.
Челышев:
- Теперь я понимаю, что делает наше государство, когда поднимает цены и налоги - оно делает нас лучше.
Еп. Пантелеимон:
- Хотя Господь и говорил, что трудно богатому войти в Царство небесное, но при этом помогал всем, кто обращался за помощью. Церковь призывает богатых помогать бедным, а бедных - не осуждать и не завидовать богатым. Человек во власти находится в других обстоятельствах - людей достойных, которые могли бы вынести это искушение, не так много. Николай II надевал новую форму солдата и шел в ней
Челышев:
- Вы говорили, что если человек взялся кому-то помогать, он должен, в первую очередь, думать о Боге, а не о человеке, которому помогает...
Еп. Пантелеимон:
- Первая заповедь - это любовь к Богу. Беда современных людей в том, что они потеряли связь с Ним, с источником любви. Наша революция с чего началась? « Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь… Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Ну и добились. Человек забывает о Боге, считает себя хозяином на земле, но без Бога он не может ничего. Незнайка мог получить волшебную палочку, только не думая о том, что делает доброе дело. Вот когда это естественно исходит от человека, - это высшая степень любви. Но не всегда человек в этом состоянии находится. У вас же бывает, когда вы кого-то не любите? Со мной бывает. И как мне себя пересилить? Вспомнить о Боге, помолиться. И я опять исполняюсь этой любви и хочу делать добро.
В ДОБРОВОЛЬЦЫ БЕРЕМ ВСЕХ - С ПИРСИНГОМ И БЕЗ ПЛАТКОВ
Еп. Пантелеимон:
Нам перечисляют деньги по безналичному расчету, и часто мы не знаем, от кого они. В Церкви опускают в кружку, а лично мне дают на какие-то соцпроекты крайне редко. Пришел дяденька один, у него в реанимации друг подстреленный. Возьмите, батюшка, деньги.
- Кем вы работаете?
- Бандитом…
- Как же я у вас деньги могу взять на Церковь?
- Мы обеспечиваем безопасность. Деньги ни у кого не вымогаем - сами приносят.
- На храм не могу взять. Это запрещено канонами.
- Ну возьмите на детский дом!
Может быть, ему на суде Божьем простят какие-то преступления за то, что он сиротам помог. Когда люди приходят к нам и предлагают помощь, мы спрашиваем, как они относятся к вере, чтобы понять, куда их можно послать. Потому что послать атеиста к богомольной бабушке нельзя. Но мы принимаем всех в любом виде – с пирсингом, татуировками, без платка.
ОТКАЗАЛАСЬ ОТ АБОРТА? 30 ТЫСЯЧ В МЕСЯЦ!
Чинкова:
- Церковь лоббирует законопроект о противодействии абортам, предлагая спрашивать согласие отца, вводить «неделю тишины» для принятия решения. По предварительным данным, после консультации с психологом 10% женщин сохраняют ребенка, а в Эстонии после просмотра УЗИ число абортов снизилось на 30%. Пока думцы раскачиваются, вы платите будущим мамам деньги. Это убедительнее всего?
Еп. Пантелеимон:
- Когда Церковь заявляет о неприемлемости абортов, она не просто призывает к совести, грозит небесными карами, но и говорит: «Если у тебя есть проблемы, мы постараемся тебе помочь». Сейчас 12 женщин получают ежемесячную помощь - 30 тысяч рублей. У этих женщин уже родилось четверо детей. Деньги будут получать, пока малышу не исполнится год. Потом его можно отдать в ясли и начать зарабатывать самим. Если бы у меня были деньги, я бы каждой женщине, которая отказывается делать аборт, платил бы даже 100 тысяч. Мы идем на все, чтобы предотвратить этот страшный грех.
Чинкова:
- А пособия выплачиваете из каких запасов?
Еп. Пантелеимон:
- У нас никаких запасов нет. На сайте «Милосердие.ру» написано, кому и как мы помогаем. Деньги жертвуют разные люди.
Чинкова:
- Сейчас таких девочек 10, после нашего разговора их будет 1010. И что тогда?
Еп. Пантелеимон:
- Будем искать деньги. Прошлым летом Церковь собрала больше 100 миллионов пострадавшим от пожаров. Знаю многих людей, которые готовы помочь деньгами, чтоб не совершился страшный грех детоубийства.
Челышев:
- Так справедливо ли призывать людей к деторождению, понимая, что это безумно тяжело?
Еп. Пантелеимон:
- Есть радости легкие и радости трудные. Рожать и воспитывать детей – это трудная, но самая главная радость для женщины, заповеданная Богом. И мы знаем, что, если женщина родит ребенка, то Бог ей будет помогать.
Челышев:
- Зарплату будет ей платить?
Еп. Пантелеимон:
- Материально Бог может помочь через нас, но мы знаем, что женщина, которая ссылается на материальные трудности, часто отказывается от наших денег и все равно делает аборт.
В СТРАДАНИИ НЕ ПЬЮТ, А РАСТУТ
Чинкова:
- Под силу ли побороть бичи нашего общества - наркоманию и пьянство?
Еп. Пантелеимон:
- Корень этих грехов заключается в том, что человеку тяжело жить, и он хочет расслабиться. Церковь как раз говорит о том, что в страданиях есть некий смысл. Если ты от чего-то страдаешь, то нужно не напиться и забыться, а вырасти над этой болью, преодолеть свое несовершенство. Этим побеждается зло. Раньше выстаивали в страшных бедствиях, а сейчас форточка открыта, и человек от сквозняка уже валится с ног. Нужно в тяжелый момент молиться и доверять Богу, который не попустит большего страдания, чем мы можем с вами вынести.