Несчастье может случиться с каждым из нас. О том, как в рамках прихода организовать служение, призванное помочь человеку в беде, рассказала слушателям очередного вебинара Ирина Соловьева - заведующая отделением социальной и молодежной работы Миссионерского факультета ПСТГУ, несколько лет возглавлявшая службу работы со случаем в Москве.
«Во многие храмы приходят люди с просьбами, со своим горем. Это может быть смерть близкого, болезнь, пожар, ограбление и другие несчастья. И чтобы эффективно организовать процесс помощи через «работу со случаем», надо сначала определиться с целью, кругом участников и ресурсами», - начинает с азов Ирина Соловьева.
Служба работы со случаем, как правило, формируется из добровольцев, например, прихожан храма, и специалистов. В идеале в состав службы входят священник, психолог, консультант по социальной работе, юрист и медицинский работник. Для начала активной деятельности необходимым является и базовое оснащение: телефонная связь с выходом на межгород и Интернет для поиска информации.
«Мы можем много. И не всегда помощь заключается только в материальных средствах, есть и другие направления. Например, посредничество между просителем и родственниками, поиск нужной информации, составление рекомендательных писем и ходатайств», - отмечает ведущая вебинара. Отдельно Ирина Соловьева подчеркнула важность взаимодействия с государственными структурами - нельзя недооценивать их возможности. Ведущая отметила, что зачастую они готовы к самому тесному сотрудничеству и оказывают эффективную информационную и другую поддержку.
Каковы же основные принципы работы с просителями? Решение проблемы начинается с установления контакта, с разговора. Внимательно выслушанная проблема – ключ к пониманию причины и к разрешению проблемы. В ходе беседы необходимо получить максимум информации и обязательно делать записи для систематизации данных.
Согласно статистике, основанной на более чем 10-летнем опыте работы со случаем, свыше 90% обратившихся за помощью связывают свои проблемы с отсутствием денег. Однако в ходе обстоятельной беседы выясняется, что более половины на самом деле нуждаются в помощи священника и психолога, в изменении образа жизни.
Определив проблему, стоит приступить к немаловажному этапу: приему документов и проверке информации. «К приему документов следует отнестись очень серьезно. Если человек болен, он должен предоставить выписку из истории болезни, счет на операцию из больницы. Если у него сгорел дом, при нем должна быть соответствующая справка. Людям надо объяснить, что наличных денег на руки вы не выдаете, и все крупные суммы переводятся со счета на счет для конкретных целей. На этой стадии обычно уходят 50% просителей».
Особое внимание Ирина Соловьева уделила вопросу конфиденциальности: «К сожалению, в нашей практике нам не удалось избежать случаев мошенничества. Преступники могут воспользоваться информацией о конкретных делах, которые вы ведете, и, например, предложить вам бесплатное лекарство, реальная цена которого - несколько миллионов, но с одной оговоркой. Вы оплачиваете трансфер - 10 тысяч. Конечно, с полученными деньгами мошенник исчезает. Так что никогда не стоит давать контакты ваших подопечных незнакомым или малознакомым людям».
В работе с нуждающимися важно соблюдать и другие нюансы. Цель социального работника - не только помочь в конкретной ситуации, но и мотивировать просящего к самостоятельной деятельности, поиску выходов из сложной жизненной ситуации. В широком смысле служба ориентирована на то, чтобы люди, оправившись от горя, продолжали двигаться вперед уже без посторонней помощи.
«Не отчаивайтесь, даже если вас обманули. Главное руководство в нашем деле – это Евангелие. Продолжайте работать и укрепляйте отношения внутри группы, постоянно повышайте квалификацию, организуйте обмен опытом с другими социальными службами, приглашайте на встречи духовно опытных людей, общение с которыми помогает стяжать дух мирный в себе и дух любви к ближнему. Ведь как говорит наш наставник и руководитель епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, «сердца людей располагаются не PRом, а подвигом других людей».
Вебинар собрал у экранов мониторов более 110 человек из разных городов: лекцию слушали в Муроме, Казани, Москве, Киеве, Одессе и Владивостоке. По окончании семинара слушатели задали вопросы. Например, прозвучал вопрос о том, помогает ли служба только православным или оказывает помощь всем просящим. «К нам приходят и те, и другие, - ответила Ирина Соловьева. - Мы стараемся помочь каждому. Невоцерковленные люди часто видят проблемы в окружающих людях, в злом роке, преследующем их, но не в себе. Как только человек, обретает опыт практической церковной жизни, жизни с Богом, он начинает оценивать иначе и свои проблемы. Поэтому сверхзадача церковного социального работника - повернуть человека к Богу».
Запись вебинара доступна в соответствующем разделе на сайте Синодального отдела по благотворительности.
Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви благодарит компанию Webinar.ru (http://webinar.ru/), которая осуществляет техническую поддержку дистанционного обучения технологиям социального служения.
Анна ТИТОВА
Веб-семинар Ирины Соловьевой