На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Как организовать помощь умственно отсталым детям?

Как общение со священником и участие в богослужении помогает в развитии детей с умственной отсталостью и как добровольцы могут помочь им при посещении храма, - обсудили участники вебинара «Помощь детям и подросткам с умственной отсталостью и синдромом Дауна», организованного Синодальным отделом по благотворительности.

Главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Елена Стребелева рассказала о  психолого-педагогической диагностике нарушений в развитии детей  и об особенностях их обучения. «Cреди детей с особыми образовательными потребностями большую часть составляют дети с нарушением интеллекта, примерно 74%»,  - отмечает исследователь. В старшем школьном и подростковом возрасте на развитии детей с умственной отсталостью положительно сказывается  общение в семье и коллективе сверстников,  занятия рисованием, участие в театральных постановках и спортивных секциях. Эти дети обучаемы, для родителей и педагогов важно максимально развить их способности.

Общение со священником и присутствие на богослужении может этому способствовать. О том, как меняются дети после того, как они начинают общаться со священником и приходят в храм, рассказала монахиня Шушаника (Каляева), помощник настоятеля домового храма вмч. Пантелеимона при Сергиево-Посадском детском доме-интернате для умственно отсталых детей.

Первоначально детей посещали священник с одним добровольцем – каждому ребенку в интернате им удавалось уделить немного времени, ведь в группе 15-20 человек. Времени даже у воспитателей не всегда на них хватало. Постепенно добровольцев стало больше. Они составили библиотеку детских книг – и церковных, и светских. Удалось договориться с администрацией о том, чтобы дети могли покидать стены интерната и посещать храм, исповедоваться и причащаться. По словам монахини Шушаники (Каляевой), за время посещения интерната добровольцами более 100 детей приняли святое Крещение.

«Педагоги, не верующие, стали отмечать, что в поведении детей стали происходить изменения. Они отмечали положительный эффект от пребывания детей в храме, хотя и относили его первоначально на счет обычной смены обстановки», – рассказывает  монахиня Шушаника.

Вместе с тем, посещение храма группой детей с умственной отсталостью связано с рядом ограничений и требует участия добровольцев. О том, как его организовать, рассказала координатор деятельности добровольцев в детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью №15 Екатерина Полякова.

В этом интернате духовное окормление детей Церковью началось одним из первых в Москве. Еще в первой половине 1990-х годов его начали посещать прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Сейчас интернат духовно окормляет клирик храма св. благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице иерей Дионисий Гуздь.

Обычно детей приводят только на часть богослужения, поскольку им сложно держать себя в руках, не отвлекаться и не шуметь. Они не всегда контролируют свои движения, могут перевернуть подсвечники, задеть других  прихожан. Поэтому в храме их должны сопровождать добровольцы – по одному на 5-6 детей. Особого внимания добровольцев требует причащение детей.

Для волонтера важно быть не столько педантичным исполнителем богослужебного устава, сколько учителем и помощником немощных, считает Екатерина Полякова. От детей невозможно и ненужно требовать точного и осмысленного выполнения всех положенных в те или иные моменты службы молитвенных действий – поклонов, осенения себя крестом, преклонения головы. Им нельзя приказывать, а надо легко, с любовью их направить. Например, для того, чтобы уговорить детей преклонить головы, нужно много раз сказать им: «Ну-ка посмотрите, что у нас на ножках».

И монахиня Шушаника (Каляева), и Екатерина Полякова отмечают, что детям очень нравятся театрализованные постановки и творческие задания на библейские или исторические темы. Благодаря им посещение храма становится осмысленнее и усвоение детьми основ Православной веры детьми проходит легче.

Полная запись вебинара доступна по адресу:  http://diaconia.ru/webinars/notices/0102/

Елена Стребелева

монахиня Шушаника (Каляева)

Екатерина Полякова



Арсений ЗАГУЛЯЕВ




Код для размещения ссылки на данный материал в блоге:


Как будет выглядеть ссылка:

06.02.2012, 2850 просмотров.

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5