Регулярное посещение священником сельских жителей, организация епархиальных женсоветов, забота о нуждающихся жителях села, работа с приезжающей в села молодежью должны быть положены в основу социального служения сельских приходов. К такому выводу пришли участники секции, которая была посвящена роли Церкви в организации помощи на селе.
Помощь, которую пытались оказать погорельцам жители крупных городов, показала, что зачастую они плохо представляют себе жизнь и потребности села. Поэтому впервые в рамках Рождественских чтений 25 января в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению прошла секция «Особенности и перспективы социального служения в сельской местности. Роль Церкви в организации помощи деревне». Собравшиеся священники, сестры милосердия, активные прихожане в ходе дискуссии пытались найти идеальную модель социального служения для сельского храма. Как отметил куратор секции руководитель сектора по связям с епархиями Синодального отдела по благотворительности игумен Серафим (Кравченко), на селе неприложимы столичные модели, поэтому необходимо распространить опыт действующих сельских социальных проектов.
Руководители таких проектов поделились своим опытом. Настоятель Владимирского храма с. Давыдово Ярославской области священник Владимир Климзо рассказал об организации летнего лагеря для детей с ментальной инвалидностью. По словам священника, его храм прошел типичный путь сельского прихода. В 1998 году началось его восстановление, через 5 лет стали служить Литургию. «И в это время Господь стал стучаться к нам: пришли инвалиды, нищие, — рассказывает о. Владимир. — Мы их всех собрали, и у нас получились детский сад, младшая школа, приют, летний лагерь для ментальных инвалидов». Иерей Владимир Климзо уверен, что начинать социальное служение на селе надо с малого: «Возьмите на лето одного инвалида, а в следующем году придут двое. А потом появится спонсор, который, увидев ваше дело, захочет помочь». Точку зрения отца Владимира поддержал игумен Серафим (Кравченко): «Большинство монастырских приютов начиналось с одного-двух подброшенных детей», — привел пример таких малых дел отец Серафим.
Но если не подкидывают детей-сирот, как найти сферу социального служения прихода? Как познакомится со своими прихожанами и сделать их своими верными помощниками, рассказал настоятель Смоленского храма поселка Выездное Арзамасского района Нижегородской области протоиерей Олег Куря. «Главное – жить все время на селе», — считает он. Литургии в сельских храмах обычно совершаются по воскресеньям и праздникам, а остальное время он предлагает посвятить общению с прихожанами – в неделю достаточно посещать одну семью. «В воскресенье после службы подхожу к
Большую поддержку сельским священникам оказывают их супруги. В Воронежской епархии действует епархиальный Женсовет. Одна из его членов Марина Черницина рассказала об организации вещевого банка, благотворительных ярмарок, клуба многодетной мамы, посещении матушками детских домов.
Важный аспект социального служения в сельской местности – участие священника в повседневных заботах жителей села. Во многих случаях священник воспринимаются сельскими жителями как представитель власти: если в населенном пункте происходит отключение электричества или происходит какая-то другая авария, сельские жители зачастую обращаются сразу же к священнику.
Отдельный вопрос – уход за сельскими кладбищами, которые располагаются рядом с храмами и находятся в ведении государства. Часто администрация населенного пункта просит священника самостоятельно поддерживать порядок на кладбище. Игумен Серафим (Кравченко) предложил привлечь к уходу за сельскими кладбищами молодежь, отдыхающую в православных лагерях, а также помочь организовать им палаточный лагерь рядом с селом.
Участники секции обсудили и проблему пьянства в сельской местности. Один из способов борьбы с сельским пьянством предложили клирики Воронежской епархии, в которой был организован конкурс «Самое цветущее подворье». Один из участников этого конкурса пил уже много лет, пока не увидел во дворе у батюшки очень красивый георгин и не захотел его получить. Батюшка обещал отдать цветок, если этот проситель не будет пить 2 недели. Тот выдержал этот срок и до сих пор остается трезвым.
Ирина РЕДЬКО