7 ноября в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» состоялся круглый стол на тему «Кризис семьи: есть ли у Церкви и общества еще 20 лет?» Ответ на поставленный вопрос искали представители духовенства, государственной власти и общественных организаций.
Открывая мероприятие, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон отметил, что надежда остановить процесс разрушения российской семьи (сегодня в России на 100 браков приходится 80 разводов) сохраняется. Затем владыка предложил обсудить вопросы: в чем причины разрушения семьи, какой опыт уже накоплен Церковью и обществом для ее сохранения и какие меры необходимы для этого в масштабах государства?
Среди причин распада браков были названы смена приоритетов в общественном сознании — от многодетной к малодетной семье, преобладание плотских удовольствий над стремлением создать семью и воспитывать детей, прагматичное отношение мужчин к женщинам, утрата людьми истинных христианских ценностей.
«Главная причина — утрата именно христианской веры, потому что какая-то вера есть у всех людей. Например, 84 % наших сограждан считают себя православными, но при этом 62 % из них верят в астрологию. Вот и думайте теперь, что у них в голове», — сказал председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.
Советник Президента Российской Федерации по социальным вопросам Евгений Юрьев напомнил, что в ближайшие год-два Россия окажется в демографической яме (резко сокращается число граждан фертильного возраста), и эта ситуация продлится 25 лет. «Укрепление семьи в этот период является приоритетной задачей. И нужно, чтобы Церковь стала в решении этого вопроса национальным лидером», — заметил советник Президента РФ.
«Чтобы решить демографическую проблему, семья с большим числом детей должна стать целью и смыслом национальной жизни, — пояснил «Церковному вестнику» Евгений Юрьев. — Церковь — единственный институт, который способен поднять эту мысль на должную высоту и организовать на общую работу представителей культуры, СМИ, науки и государственной власти». Одним из инструментов этой работы, по мнению Евгения Юрьева, является механизм общественно-государственного партнерства. «Это европейская классика социальной семейной политики, когда Церковь формирует проекты, а государство их поддерживает финансами и льготами, — подчеркнул советник Президента РФ. — Например, во Франции больше двух тысяч социальных учреждений, из которых только одна тысяча является государственной, остальные — конфессиональные. Примеры есть и в нашей стране. Сейчас принят закон о социально-ориентированных организациях, уже выделяются для них первые миллиарды, в виде грантов».
Однако государство может оказывать финансовую поддержку лишь тем проектам, которые доказали свою практичность, необходимость и оформлены юридически, то есть стали легитимными. Когда понятно, что и как надо поддерживать. В качестве примера Евгений Юрьев привел проекты службы «Милосердие», созданные епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном. «До фазы легитимности государственная поддержка чрезвычайно затруднительна», — заключил он.
Патриархия.ру