Какие знания и навыки необходимы человеку, решившему помогать слепоглухим? Как быстро освоить дактильную речь? Что такое дермография и почему она считается одним из самых легких и эффективных средств общения? – эти и другие вопросы обсуждали участники первого онлайн-семинара, организованного в Марфо-Мариинской обители 20 ноября.
«Есть категории инвалидности по нарушению слуха или зрения, но нет такой категории, как слепоглухота. А раз она не прописана в законодательстве, то для закона этих людей тоже нет. Поэтому сегодня мы будем с вами говорить о том, как помогать людям, которых как бы не существует», - сказала кандидат психологических наук, доцент ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО Ирина Саломатина в начале вебинара «Помощь слепоглухим: поддержка в обыденной жизни и средства общения». Она отметила, что сейчас в России проживает около 130 000 человек с таким видом инвалидности. Причем, речь идет не о тотальной, а о частичной потере слуха или зрения.
Слепоглухота – это комплескное нарушение зрения и слуха, которое существенно меняет и ограничивает жизнь. Это значит, что человек не может выполнить такие привычные для нас всех действия, как, например, выйти на улицу, зайти в магазин и купить хлеба. Каждый из них становится узником в собственной квартире или комнате в интернате для инвалидов. И без помощи переводчика-сопровождающего его «заключение» оказывается пожизненным Цикл вебинаров, организованный Отделом по благотворительности совместно с православной службой «Милосердие», призван подготовить всех желающих помогать слепоглухим инвалидам, которые живут в семьях или в специализированных интернатах. «Общение со слепоглухим человеком полезно потому, что оно дисциплинирует нас – мы стараемся выполнять обещания, думать и заботиться о ближнем», - отмечает Ирина Саломатина.
В ходе вебинара эксперт поделилась рядом практических советов. Например, если вы решили стать таким добровольцем-помощником, то должны сразу установить следующую модель общения: договориться со слепоглухим инвалидом о конкретной помощи на конкретное время. Например, что вы будете приходить по вторникам в 12.00 и читать подопечному книгу. Тогда вы оба сможете избежать иллюзий и недоговоренностей. Будьте правдивы и пунктуальны. Если ваш подопечный носит слуховой аппарат, то всегда проверяйте правильность его установки и работы. Помните, что он улавливает не только речь, но и фоновые шумы, что может осложнить восприятие речи. При разговоре не кричите, а говорите медленнее, четче и хорошо артикулируя речь. Не бойтесь переспрашивать, уточнять. Попросите инвалида, чтобы он сам сориентировал вас, как ему удобнее с вами общаться: с помощью устной или письменной речи, алфавита Брайля и Лорма, контактной дактилологии (пальцевая азбука) и проч.
По мнению эксперта, очень эффективным может быть использование дермографии – письма на ладони. Например, можно «писать» буквы на руке подопечного тупым концом карандаша/ручки или водить пальцем слепоглухого по столу. «Мне вспомнился случай, как в наш Институт корректирующей педагогики обратился мужчина, который при трагических обстоятельствах лишился не только зрения и слуха, но и рук. После курса реабилитации, он предложил своей маме, ухаживающей за ним, «писать» пальцем слова у него на лопатках. Этот нехитрый способ помог им наладить общение», - рассказала во время вебинара эксперт Ирина Саломатина.
А как и где проходит общение между слепоглухими людьми? Общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», а также благотворительный фонд помощи слепоглухим и людям с синдромом Ушера «Ушер-Форум» регулярно проводит встречи, концерты и беседы для слепоглухих. Есть несколько православных храмов, где богослужения для инвалидов по слуху и зрению сопровождают сурдопереводом, размещают объемные иконы, которые можно ощупать и понять, что на них изображено. Это, например, Московский храм Тихвинской иконы Божией Матери при Симоновом монастыре и храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих.
Планируется, что следующий обучающий веб-семинар по помощи слепоглухим состоится 30 ноября в 16.00.
Полная версия прошедшего онлайн-семинара: http://diaconia.ru/webinars/notices/20nov12/
Екатерина КОРОТНЕВА