Для того чтобы организовать при храме службу работы со случаем, деньги нужны далеко не всегда, - уверена Ирина Соловьева, автор новой книги «В храм пришел проситель». В новом практическом пособии Синодального отдела по благотворительности пошагово изложена методика создания церковной социальной службы, а также принципы ее функционирования. Особую ценность представляет уникальная подборка реальных случаев из практики, которая поможет предотвратить злоупотребления и подскажет, как действовать в конкретных спорных ситуациях. Книгу можно скачать бесплатно.
«Практически в каждый городской храм — куда-то реже, куда-то чаще — приходят люди, чтобы попросить о помощи. Даже у нецерковных и порой неверующих людей почти на уровне инстинкта заложено убеждение: храм — это такое место, где должны помочь, где не могут отказать попавшим в беду. И они совершенно правы. Если чиновник может сказать: «Это вне зоны моих обязанностей», если родные могут отвернуться: «Ты сам во всем виноват», то для христианина это совершенно невозможные слова. И все-таки во многих приходах просители чаще всего слышат отказ: «Нет возможности». Именно по этой причине такие службы мало где существуют: «Что мы можем, у нас приход бедный, ничего нет, нам и дать-то нечего! Это большое заблуждение! Мы можем очень многое», - такими словами начинается книга Ирины Соловьевой «В храм пришел проситель». Автор книги, заведующая отделением социальной и молодежной работы Миссионерского факультета ПСТГУ, Ирина Соловьева в течение шести лет руководила службой работы со случаем при Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности города Москвы. В этом практическом руководстве изложена методика создания службы по работе с просителями, приходящими в храм, а также наиболее частые ошибки организаторов.
«Книга просто и конкретно — шаг за шагом — рассказывает о том, как нужно организовывать работу подобной службы: каков должен быть ее состав, структура, как должен строиться контакт с просителями. - Комментирует первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Ольга Грачева. - Она помогает определить место церковной социальной службы работы со случаем в общей системе оказания социальной поддержки нуждающимся, привлечь к этой работе добровольцев и благотворителей, ориентирует на сотрудничество и взаимодействие с заинтересованными организациями».
Книга выпущенна издательством «Лепта книга» в серии «Азбука милосердия: методические и справочные пособия». В редакционную коллегию издания вошли председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и главный редактор журнала о православной жизни «Нескучный сад» и портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова. Бесплатно скачать справочник можно в разделе «Методические материалы» сайта Синодального отдела по благотворительности. Также книгу можно бесплатно получить в Синодальном отделе по благотворительности в рабочие часы, предварительно позвонив по телефону: (495) 911-15-35. Адрес отдела: Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7
Один из случаев, описаных в книге:
«Письмо из Владимирской области. Стилистически оно было написано так, что мы плакали, когда читали. Писал дедушка. В письме был рассказ о тяжелой военной молодости, трудовых сельских буднях, несчастьях с детьми: сына убили в армии, дочь покончила с собой после того, как ее сын утонул. Бабушку от горя парализовало. Итог — одиночество и нищая старость двух никому не нужных стариков. В письме содержалась просьба выслать хоть что-то — далее конкретный список лекарств, некоторых вещей и слуховой аппарат. Ничего не проверяя, мы собираем посылку с постельным бельем, вещами, памперсами, лекарствами, бегом на почту — отправлять посылку. Хотелось еще и денег послать, но что-то остановило. Наверное, почерк — письмо было написано молодой твердой рукой. «Ну и что? — подумали мы. — «Может быть, попросил соседа, тот под диктовку написал…» На следующей неделе, выяснив, что слуховые аппараты бывают разными в зависимости от степени потери слуха, звоним в поселковую администрацию. И что же?! Выясняется, что дедушка и бабушка живут в достатке, а вот сын у них часто сидит, а когда освобождается, зарабатывает тем, что пишет во все монастыри и храмы подобные письма, прикладывает копии документов отца — ветерана, инвалида. Все, что присылают, продает жителям деревни. Такой вот секонд-хенд».
Кирилл МИЛОВИДОВ
Иллюстрация к книге "В храм пришел проситель"