Сегодня в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению прошел вебинар, призванный научить православные приходы организовывать помощь алкоголезависимым, противодействовать алкоголизму и бороться за утверждение трезвости. Семинар вели руководитель направления по помощи алкоголезависимым Отдела Валерий Доронкин и психолог, ведущий группы адаптации клуба трезвости в селе Ромашково Екатерина Севастьянова.
«Социальное служение – это служение любви. Но очень трудно любить алкоголика – человека, который, употребляя алкоголь, обижает своих близких, совершает преступления и сам разрушает свою жизнь», - сказал Валерий Доронкин, открывая работу семинара. Выходом из ситуации может быть помощь со стороны Церкви, но насильно привести пьющего человека в храм еще недостаточно для решения проблемы, считает Екатерина Севастьянова. «Затащить» алкоголика в храм, конечно, можно, но пользы от этого будет мало», – считает психолог. – «Зато родственника можно убедить, а для того, чтобы научится убеждать, нужно начать меняться самому».
По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление страной алкоголя в пересчете на чистый спирт в количестве более восьми литров на человека в год вызывает деградацию и разрушение этноса. Россия уже далеко перешагнула эту черту и потребляет более 18 литров алкоголя в спиртовом эквиваленте, оставив далеко позади такие страны, как США, Англия и Германия.
«Наверняка почти у каждого у нас среди знакомых, друзей или родственников есть человек либо умерший, либо умирающий от алкоголя», – заметил Валерий Доронкин и предложил конкретные шаги по организации работы братства трезвости на приходе. Эту работу следует начать с оценки сил прихода и постановки в соответствии с ними конкретных целей. После этого следует взять благословение у настоятеля прихода, а затем, при дальнейшем развитии, и у епархиального архиерея. Затем нужно организовать регулярные собрания и максимально распространить информацию об этих собраниях. Настоятель прихода может знать тех, кто преодолел зависимость, или тех, кто нуждается в помощи. Удобной формой на первое время является еженедельный молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» или чтение акафистов святому Вонифатию. После молебна можно организовать небольшое чаепитие. Даже если придут только родственники зависимых и поделяться своими проблемами и опытом, пусть и негативным, то от этого уже будет большая польза, считает Екатерина Севастьянова. После молебна можно читать лекции, проводить семинары, смотреть и обсуждать фильмы.
Опыт дореволюционных общин трезвости показывает, что руководить такой общиной или братством должен священнослужитель. Если на приходе их несколько, то необходимо назначить ответственного. Участниками общины могут стать и добровольцы. Особенно хорошие добровольцы получаются из тех, кто сам в прошлом страдал от пьянства. Наконец, работать в общине могут специалисты – как за деньги, так и добровольно. В качестве подробного практического руководства по организации общины Валерий Доронкин порекомендовал пособие священника Игоря Бачинина "Общество трезвости на приходе", подготовленное на основе изучения практики деятельности приходских обществ трезвости дореволюционной России и опыта работы общества «Трезвение» при Ново–Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга за прошедшие 14 лет. Принципами, на которых должна строиться работа общины, являются: добровольность (уважение к свободе воли зависимого), личная ответственность (зависимый сам отвечает за свою жизнь), и компетентность (участники общины должны обладать специальными навыками и знаниями).
Валерий Доронкин также назвал ряд информационных ресурсов, которые будут полезны для начинающих антиалкогольную работу на приходе. Это проект «Общее дело» на сайте Православие.ru, раздел «Наркоманы и Алкоголики» на сайте Милосердие.ru и сайт Иоанно–Предтеченского Православного братства «Трезвение» www.trezvenie.org.
По окончании семинара его участники задали ведущим вопросы. Прежде всего, слушателей интересовала позиция Синодального отдела по отношению к тем или иным методам работы с алкоголиками – кодированию, программам «12 шагов» и «12 православных шагов», группам «анонимных алкоголиков». Говоря о кодировании, Валерий Доронкин призвал отличать сугубо медицинскую процедуру от разнообразных оккультных практик. «Если кодирование вам предложит шаман с бубном или «бабка», то это никакое не кодирование», – пояснил специалист Отдела. Медицинское кодирование, по мнению Доронкина, является «путем страха» – зависимый не пьет, потому что боится умереть. Церковь же предлагает более совершенный путь: не путь страха, но путь любви. Что касается программ 12 шагов и анонимных алкоголиков, то специалисты не сочли их вредными для души, а отметили, что у этих программ есть как плюсы, так и минусы. «Все, что не мешает спасению, наверное, допустимо», – заявила Екатерина Севастьянова.
Запись вебинара доступна по этой ссылке. Участниками вебинара стали более 120 человек из Мурома, Сургута, Львова, Казани, Одессы, Владивостока, Находки и других городов России и ближнего зарубежья.
Связаться с Валерием Константиновичем Доронкиным можно по телефону (495) 912–15–10, связаться с общиной села Ромашково можно по телефону (495) 591–95–81 или электронной почте romashkovo@mail.ru
Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви благодарит компанию Webinar.ru (http://webinar.ru/), которая осуществляет техническую поддержку дистанционного обучения технологиям социального служения
Кирилл МИЛОВИДОВ