Как объединить в одном приходе сразу несколько социальных проектов? Как найти средства для их работы? Успешный опыт привлечения финансирования накоплен в Нижегородской епархии. О технологиях фандрайзинга, активно применяемых в епархии, корреспонденту Диаконии.ру рассказала координатор социальных проектов епархии Ольга Балабанова. В рамках конференции по социальному служению в Приволжском федеральном округе она провела мастер-класс по вопросам финансирования для участников и гостей форума.
В Нижегородской епархии есть уникальный приход, который собрал под одной крышей сразу четыре социальных проекта: один занимается нарко- и алкоголезависимыми, другой – детьми с синдромом Дауна, третий объединяет глухих, четвертый – слепых. Как одному приходу «прокормить» сразу четыре социальных службы? Координатор социальных проектов епархии Ольга Балабанова, в прошлом сотрудник одного из крупнейших благотворительных фондов России, раскрыла основной принцип привлечения ресурсов.
Основным ноу-хау храма преподобного Сергия Радонежского является форма организации приходских социальных объединений. В то время как приход предоставляет помещения, экспертную поддержку и духовное окормление действующим при храме 4 проектам, каждый из них зарегистрирован как отдельная НКО. По документам, приходские НКО либо организации-партнеры прихода Сергия Радонежского являются православно-ориентированными, но все же светскими организациями. Это во многих случаях снимает барьер между просителем и донором. «В бизнес-сообществе, на мой взгляд, существуют некоторые негативные стереотипы относительно религиозных организаций, что ограничивает возможности привлечения благотворительных средств», - говорит Ольга Балабанова. Поэтому в Нижнем Новгороде по благотворительным фондам и чиновникам ходят не представители «религиозной организации храма преподобного Сергия Радонежского», а, например, общественная организация «Сияние». С НКО всегда можно составить договор и потребовать любую отчетность. Приход в этом смысле менее самостоятелен, да и с кадрами пока проблемы. Подготовка профессиональных специалистов по церковному социальному служению только началась.
С другой стороны, отмечает Ольга Балабанова, у Церкви есть свои плюсы, которые также может использовать НКО, действующая при храме. «Авторитет Церкви, безусловно, высок. Нашим проектам не нужно с рупором искать попечителей, - объясняет эксперт. – Храм - это то место, куда люди с деньгами приходят сами». По словам Ольги Балабановой, приходящим людям органично находятся подопечные. Тех, кто когда-то сделал аборт и раскаялся, можно направить к детям-инвалидам или в воскресную школу. Если у родителей сын умер от героина, их можно направить помогать группе наркозависимых. Если у человека глухие родственники – познакомить с общиной глухих. Когда жертвователи видят реальную деятельность, они достаточно охотно делятся своими средствами. Ведь в каждой христианской душе рождается естественная тяга к делам милосердия. Помимо этого, постепенно каждая НКО учится самостоятельно взаимодействовать с общественными и государственными организациями. Так, если раньше община глухих со всеми своими проблемами обращалась к священнику, то теперь они самостоятельно просят у города помещение и финансирование для диспетчерской службы. И находят понимание. Приходские НКО также пишут заявки на гранты, иногда привлекая консультантов из других благотворительных организаций.
Приходское служение развивается, и рано или поздно потребности приходских общин выходят за рамки того, что может предложить Церковь. И здесь, считает Ольга Балабанова, без взаимодействия бизнеса, государства и Церкви решить проблемы нуждающихся не получится. «Сейчас третий (некоммерческий) сектор экономики существует большей частью параллельно с государством и бизнесом и пытается решать проблемы самостоятельно», – считает эксперт. – Но для эффективного решения всех проблем необходима синергия, консолидация усилий всех сторон, и выработка новых эффективных подходов». В качестве шага в этом направлении Ольга Балабанова предлагает создать площадку, где все участники процесса могли бы свободно обмениваться мнениями. При этом площадка не должна принадлежать ни бизнесу, ни администрации города. «Подумать над организацией такой площадки могли бы мы, Церковь, – считает эксперт. – Чтобы христианский дух шел к чиновникам и представителям бизнеса, а Церковь получала бы полноценную помощь в деле решения социальных проблем».Кирилл МИЛОВИДОВ