25 января в храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице прошла секция в рамках Рождественских чтений, посвященная организации помощи бездомным. Помимо обмена опытом, представители региональных и московских профильных организаций обсудили вопросы ресоциализации бездомных, нехватки специальных приютов и допустимости кормления бродяг.
Секция на тему помощи бездомным проводилась в рамках Рождественских чтений впервые. В работе секции приняли участие представители различных христианских приютов, центров реабилитации и добровольческих групп, работающих с бездомными, а также начальник отдела по работе с бездомными Департамента соцзащиты Москвы Андрей Пентюхов.
По словам Ильи Кускова, основная цель проведения секции – не только обмен опытом работы, знакомство людей, организация взаимодействия, но и стимулирование инициативы духовенства и мирян, которые хотят организовать у себя на приходе работу с бездомными. Со своей стороны, Синодальный отдел по благотворительности будет создавать модельные проекты помощи, обучать людей на местах и оказывать им поддержку, однако основные усилия должны быть предприняты на местах.
В ходе работы секции позицию московских властей на проблему бездомности представил Андрей Пентюхов. По его словам, в дореволюционной России существовал закон о борьбе с нищенством, согласно которому, с одной стороны, была развернута сеть приютов для бездомных, а с другой стороны, за прошение милостыни по лени давали до месяца тюрьмы, а за прошение с грубостью или обманом – до трех месяцев. В современной же России, по словам Андрея Пентюхова, нет законов, которые бы не только давали бездомному механизм ресоциализации, но и налагали бы на него определенную ответственность за то состояние, до которого он себя довел. Соответствующие законопроекты трижды представлялись в правительство, но не встретили поддержки. По словам Андрея Пентюхова, основная причина – это социальная исключенность бездомных, из-за которой никто, и в первую очередь чиновник, не хочет ни замечать их, ни решать их проблемы. В обществе сложилось представление о том, что бедность — это предосудительно, а бездомный сам виноват в своей беде. Бездомных даже нельзя призвать в армию (департамент соцзащиты Москвы пытался создать такую возможность), потому что призыв осуществляется только по месту прописки, а федеральные органы власти не готовы изменить порядок приема в армию для бездомных. Бездомных затруднительно включить и в систему медицинского страхования. «Когда чиновник едет в служебном автомобиле с тонированными стеклами, он не видит, что происходит вокруг, — посетовал Андрей Пентюхов. — Пока каждого из госчиновников эта проблема не зацепит, мы ничего не изменим».
Андрей Пентюхов также добавил, что, по его мнению, только кормить бездомных категорически нельзя. «Это не дети, это взрослые люди, которые обязаны отвечать за свои действия, и с которых можно требовать ответных усилий. Просто кормить – это закреплять их на улице, не давая механизмов ресоциализации», — подчеркнул чиновник. С его позицией не согласился Илья Кусков. По его мнению, до тех пор, пока не будет создана открытая, пошаговая, общедоступная система ресоциализации, кормить надо всех. Ведь сейчас даже те, кто хотят работать, зачастую не имеют такой возможности.
Решением проблемы может стать создание специальных приютов. Илья Кусков озвучил имеющиеся у него данные о количестве церковных приютов для бездомных. Суммарная вместимость таких приютов по всей России – около 400 человек. Чтобы выживать, им приходится зарабатывать деньги, поэтому в основном все они ориентированы на производство сельскохозяйственной продукции. Большинство приютов начинали свою деятельность без господдержки. Но, видя результаты работы приютов, власть почти всегда в том или ином виде поддержку оказывала. Во многих приютах нет, или очень мало штатных сотрудников, вместо них работают добровольцы.
В свою очередь, председатель секции, руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко озвучил православный взгляд на бездомность. По словам священника, цель жизни человека — не дом, сын или дерево, настоящей целью является любовь. Но научение любви – задача непростая, потому что любовь — вершина, которая венчает целое сочетание добродетелей: и терпение, и смирение, и милосердие, и сочувствие, и сострадание. «Именно поэтому Господь всегда дает в нашей жизни место людям, которые не смогут жить без нашей помощи», — объяснил о. Евгений. И хотя в результате служения бездомность не исчезнет как явление, служение это не безнадежно. Кроме того, это прекрасное свидетельство о вере, об истине, о любви.
Свой опыт работы с бездомными представил руководитель калининградской группы волонтеров «Дом для друзей» Игорь Пюльзе. По его мнению, в долгосрочной перспективе группы помощи бездомным должны опираться на добровольцев-бездомных, потому что именно они являются наиболее мотивированными. Группа Игоря Пюльзе существует около трех лет. Офисом для приема бездомных служит сломанный микроавтобус. Рядом стоят две полевые палатки, в которых бездомные могут отдохнуть. В пригороде Калининграда на деньги благотворителей группа арендует «Дом для друзей» — жилой дом, рассчитанный на 10 человек. В доме живут бездомные, которые готовы работать. Из их зарплаты частично оплачивается аренда помещения. Месячный бюджет всей организации составляет около 25 тысяч рублей.
Опыт другой реабилитационной общины, казачьей, представил руководитель автобуса милосердия и духовник реабилитационного центра «Держава» из Екатеринбурга священник Владимир Пергушин. В «Державе» в основе процесса реабилитации лежит традиционный уклад жизни казачьей общины: жесткий распорядок дня, физический труд, запрет на алкоголь. За пьянство простому бездомному полагается исключение, а кандидату в казаки – нагайка. Хотя бездомный в любой момент может сказать «я не казак!» и тогда его отпускают с миром. Центр ведет натуральное хозяйство и находится на полном самообеспечении. Ежемесячно «Держава» кормит и одевает 60-70 человек. В морозы это число доходит и до 110. После года реабилитации бездомный может остаться добровольцем, а если есть желание – может вступить в казаки. Сейчас в «Державе» постоянно живут 26 казаков и кандидатов в казаки. Центр принимает желающих обоих полов, но пока в центре постоянно живет только одна женщина.
Представитель РОО «Каритас» Марина Перминова отметила, что за годы работы с бездомными она пришла к выводу, что основной проблемой бездомных мужчин является то, что они разучились быть взрослыми людьми и не готовы взять на себя ответственность за свою жизнь. Такой человек не идет за новым паспортом не потому, что ему лень, а потому что он боится. Когда на такого человека наваливаются проблемы – потеря работы, смерть мамы, — он полностью выключается из нормальной жизни на несколько лет. Одним из способов снова дать человеку толчок к жизни оказывается творчество. Благодаря творчеству бездомные начинают смотреть на свою ситуацию по-другому, а новый взгляд становится стимулом идти дальше. В «Каритас» для творчества используют самовосстанавливающиеся, саморазвивающиеся группы взаимопомощи. В группах бездомные рисуют картины, делают аппликации, придумывают афоризмы и сказки, фотографируют. «Есть люди, которые после работы в этих группах заняли вполне солидное место в обществе», — добавляет Марина Перминова. По ее словам, нет таких бездомных, которые бы не хотели изменить свою судьбу. Просто не у всех есть для этого внутренние силы.
Кирилл МИЛОВИДОВ