Как работает приходское общество трезвости, чем родственники могут помочь страждущему алкогольной зависимостью и зачем давать обеты трезвости – в рамках вебинара по помощи зависимым рассказал председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиерей Игорь Бачинин.
«Жить трезво – обязанность каждого христианина», «трезвение – величайшая христианская добродетель, особенно необходимая человеку в наше время», - неоднократно подчеркивал в своей беседе протоиерей Игорь. До революции организации по оказанию помощи зависимым людям назывались не обществами борьбы с пьянством, а обществами трезвости. Борьба с пьянством – это борьба с одной страстью, что для дальнейшей полноценной жизни человека крайне мало. Нужно указать ему направление жизни, показать, что и как он может сделать, чтобы утвердиться в добродетелях. Трезвение же – это не только физиологическое состояние, а состояние духа, духовное бодрствование, когда человек стоит на страже своего ума и старается правильно оценивать свое положение, мысли, знает, как себя вести и что дальше делать. «Трезвитесь и бодрствуйте», – говорит апостол Павел каждому христианину. К сожалению, в современном обществе с игровыми, наркотическими и интернет-зависимостями, этот призыв тонет во всеобщем стремлении забыться в удовольствиях.
Отец Игорь знает, о чем говорит - за 24 года, пока он занимается этой проблемой и возглавляет братство, объединяющее 70 приходских обществ трезвости в 34 епархиях нашей Церкви, он накопил большой опыт помощи зависимым. В своей работе он использует, в том числе, и дореволюционный опыт, когда многие общества вели обширную просветительскую и реабилитационную деятельность. Например, из дореволюционного опыта заимствована практика обетов трезвости: служится особый молебен и человек дает обещание Богу жить трезво. Такие обеты дают не только сами зависимые, но и их близкие, и Господь помогает таким людям.
«Приходская работа с зависимыми часто ограничивается совместной молитвой и чтением акафиста «Неупиваемая чаша»», – с сожалением констатирует священник. При этом у Церкви накоплен богатый практический опыт помощи страждущим, даже в тех случаях, когда медицина оказывается бессильной. Отец Игорь приводит в пример врача-нарколога с 50-летним стажем, который признался: «Я знаю, как вывести человека из алкогольного опьянения, но как научить его жить трезво – бессилен».
Именно для этих целей и создаются приходские общества трезвости. Порочные навыки, которые человек приобрел в зависимости, часто никуда не деваются, и остаются с ним на всю жизнь. Ему необходимо жизненное пространство, в котором человек может успешно развиваться, участвовать в литургической жизни Церкви, сохранять свою трезвость, общаться с единомышленниками. «Наша задача – рассказать, что трезвость возможна, что она традиционна и характерна для нашей Церкви, что это - христинская добродетель, необходимое условие нашего спасения» - заключает священник.
Для того чтобы стать членом приходского общества, нужно в первую очередь желание. Общества объединяют самых разных людей, стремящихся к трезвости. Условно их можно разделить на три категории:
1. Люди, которые никогда не имели зависимости и приняли для себя решение жить трезво.
2. Имевшие в прошлом опыт зависимостей, через который они пришли к желанию трезвенной жизни
3. Близкие и родные зависимых, которые хотят им помочь.
«Человеку нужно помочь обрести трезвость» - напоминает ведущий вебинара. Это удастся только тогда, когда у него появятся новые цели и жизненные ценности. И еще для этого нужно продолжительное время – ведь самое главное не просто бросить пить или курить, но научиться полноценно жить без этого. Поэтому так важна не столько программа реабилитации, сколько то, что происходит после нее – реадаптация или ресоциализация людей с зависимостями. Общество трезвости на приходе дает шанс таким людям найти себя в новой жизни. В этой работе охотно принимают участие волонтеры, которые сами прошли через зависимость и могут помочь другим – индивидуальными консультациями, личным опытом преодоления, рассказом о формах помощи в обществе трезвости.
Одним из ключевых моментов в помощи страждущим является работа с близкими. Вопреки распространенному мнению проблема зависимости – это не проблема личности, а проблема отношений с другими людьми и окружающим миром. Не имея правильных знаний, сочувствующие невольно становятся соучастниками. «Как вести себя с зависимым человеком? Каковы причины его поведения? Как заниматься самим собой? - Родственникам нужно об этом говорить, ведь бытует ошибочное мнение о том, что человек просто не умеет пить» - отмечает отец Игорь. Если зависимый человек прошел курс в реабилитационном центре и вернулся в отношения, в которых ничего не изменилось, то эти отношения возрождают в нем те самые навыки, которые и привели его к зависимости.
Часто бывает так, что родственники желают исцеления человека, но сами в своей жизни ничего менять не хотят. А между тем, атмосфера взаимоотношений в семье для зависимого человека является определяющей. Что делать? «В таких случаях мы предлагаем тем родным, кто хочет оказать помощь, начать с себя», - говорит отец Игорь. Если родственник, не страдающий алкогольной зависимостью, берет на себя обет трезвости, тем самым он вдохновляет своего страдающего ближнего на изменение самого себя. Это проявление христианской любви. Такой любви очень недостает зависимому человеку, он устает от упреков, искушений и скорбей. Доброе слово и участие вдохновляют и помогают ему найти узкий путь, воссоединяющий с Богом и помогающий стать христианином.
Для этого применяются разные средства: индивидуальные беседы, реабилитационные центры, вечерние курсы. Существует профилактический проект «Будь здоров», рассчитанный на подростков 7-9 классов, и «посты трезвости», демонстрирующие прохожим социальные ролики из проекта «Общее дело». Это вносит свою лепту в профилактику трезвости, ведь ежегодно количество людей с зависимостями увеличивается.
В заключение ведущему были заданы вопросы о кодировании, снятии обетов трезвости и способах привлечения людей в общества трезвости. «Специальные средства для привлечения людей не нужны», - считает председатель братства. Главное – создать такие условия, при которых люди, приходящие в общество за помощью, могли бы эту помощь получить. Говоря о кодировании, отец Игорь отметил, что ничто не мешает закодированному человеку вступить в общество трезвости и тем более, ничто не мешает спасению его души (разумеется, если он кодировался не оккультными методами). Обет трезвости дается добровольно, и так же добровольно, перед крестом и Евангелием его можно снять. Но лучше давать временные обеты на небольшой срок, которые при желании всегда можно продлить. Что касается духовенства, то каждый священник обязуется жить трезво в священнической присяге. Ему необязательно брать дополнительные обеты для того, чтобы быть духовником общества трезвости, если такие создаются на приходе.
Ксения САЛИХЬЯНОВА