1 марта в отеле Марриотт Роял Аврора прошла седьмая ежегодная конференция «Благотворительность в России», которую организовала газета «Ведомости». Отдельная секция конференции была посвящена религиозной благотворительности. В ходе двухчасовой дискуссии эксперты, представляющие пять традиционных религий России, попытались объяснить представителям НКО, власти и бизнеса, как устроена религиозная благотворительность, как видит благотворительность каждая из религий, и что в благотворительности она считает главным. Позицию Православия представлял епископ Пантелеимон.
Ликбез для НКО
Своеобразным ликбезом назвала цель проведения секции ее модератор, руководитель программ Агентства социальной информации Елена Темичева. В течение двух часов представители благотворительных организаций от православия, католицизма, иудаизма, эксперт от ислама и эксперт по буддизму по очереди ответили на три вопроса: зачем люди, исповедующие ту или иную веру, занимаются благотворительностью, какие направления каждая из религий считает основными, и какие методики оценки эффективности существуют у религиозных благотворителей.
«Православные христиане занимаются благотворительностью не только потому, что их ждет награда на небесах», - объяснил, отвечая на первый вопрос, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. По его словам, верующими руководят также общечеловеческое сострадание и сочувствие и память о страшном суде, во время которого не спросят знание молитв наизусть, а спросят - «почему вы не накормили Меня, когда Я был голоден?» То есть верующий человек понимает, что в страдающем нищем страдает Сам Господь. Кроме того, из православной аскетики верующие знают, что, занимаясь делами любви, они больше помогают себе, чем своим подопечным. И именно подопечные в этом случае являются настоящими благотворителями. Другой причиной Архипастырь назвал желание увеличить количество любви в своем сердце. «Я не могу заставить всех людей меня любить - это неправильный путь. Но можно научиться любить всех, и тогда на земле я буду жить как в раю», - пояснил выступавший.
Благотворительность в других религиях
Католический священник, координатор проектов центра «Каритас Архиепархии Божией Матери в Москве» Дмитрий Мишенев согласился с епископом Пантелеимоном в том, что каждый человек от рождения призван к совершению дел милосердия. Он также рассказал, что католическая благотворительность в России делится на три категории: приходская благотворительность, благотворительность организаций, образованных в девяностые для распределения гуманитарной помощи, и монашеская благотворительность. «Каритас» представляет вторую категорию, однако налаженного взаимодействия между всеми тремя направлениями не развито. Представитель ислама - сопредседатель Совета муфтиев России шейх Нафигулла Аширов - рассказал, что верующие обязаны отдавать 1/40 часть своего дохода на благотворительность, а если в деревне есть хоть одна неустроенная сирота, то вся деревня считается грешной. В Чечне, по его словам, нет ни одной неустроенной сироты.
Поддержка семьи и развитие добровольчества – основные направления социального служения
Отвечая на вопрос о приоритетных направлениях социального служения Церкви, епископ Пантелеимон признал одной из ключевых сфер – заботу о пожилых людях и детях. «Если мы будем относиться к своим детям и старикам, как мусульмане, тогда будут не нужны ни приюты, ни дома престарелых», - подчеркнул председатель Синодального отдела. Помимо поддержки института семьи, епископ Пантелеимон считает особенно важным развитие добровольчества: «Зачастую людям не нужны деньги или материальные ценности, им требуется участие, внимание, простое человеческое тепло. Все это могут дать добровольцы».