2 октября в ходе вебинара Синодального отдела по благотворительности юрист Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис рассказала о законодательной базе медицинской и социальной реабилитации инвалидов в России и ответила на вопросы слушателей.
Специалист московского Центра лечебной педагогики начала свое выступление с определения термина «инвалид» в российском законодательстве. По закону, инвалиды – это люди, имеющие физические или психические нарушения функций организма, приводящие к ограничению жизнедеятельности. При этом Елена Заблоцкис подчеркнула, что статус инвалида, который устанавливается в законодательном порядке, не покрывает всех категорий граждан, нуждающихся в медицинской и социальной поддержке или реабилитации. Многие из них не хотят брать инвалидность из страха «стигматизации». Родители ребенка-инвалида опасаются, что этот статус негативно скажется на его будущем, и не без оснований: к сожалению, в нашем обществе инвалиды постоянно сталкиваются с косыми взглядами окружающих. Граждане, которые отказываются от инвалидности, но нуждаются в социальной и медицинской поддержке, в законодательстве Москвы и регионов подпадают под определения «лица с ограниченными возможностями здоровья» или просто «лица с ограниченными возможностями».
Но все же основную поддержку государство оказывает людям, имеющим инвалидность. Несмотря на негативные коннотации, которое приобрел в нашей стране термин «инвалид», Елена Заблоцкис заверила участников вебинара, что само по себе оформление инвалидности несет в себе только плюсы. К ним относятся дополнительная материальная поддержка, набор социальных услуг: бесплатная медицинская помощь, санаторно-курортные путевки, получение лекарственных препаратов, бесплатный проезд в транспорте, для родителей ребенка-инвалида – право на 4 оплачиваемых отпускных дня в месяц, дополнительные отпуска, сверхурочная работа только с согласия человека, право ребенка-инвалида на льготное образование.
Родителям, воспитавшим ребенка-инвалида до 8 лет, при наличии страхового стажа не менее 15-20 лет возможно ускоренное оформление пенсии, а также жилищные льготы: скидка 50% на коммунальные платежи (в муниципальном или городском жилье), увеличение жилплощади в 2 раза, даже получение земельного участка (правда, последнее – не обязательно бесплатно). Родителям-одиночкам выплачивается ряд ежемесячных компенсационных выплат. Детям-инвалидам должны оказываться дополнительные реабилитационные услуги.
К отрицательным факторам, сопутствующим инвалидности, относятся само ограничение трудоспособности и жизнедеятельности и, как уже было сказано, стигматизация со стороны общества. Тем не менее, Елена Заблоцкис подчеркнула, что инвалидность – не клеймо, а возможность получения льгот и помощи со стороны государства.
Ведущая рассмотрела проблемы, связанные с установлением инвалидности. Основным законодательным актом в этой сфере является постановление Правительства № 95 от 20 февраля 2006 г. Согласно ему, гражданин, претендующий на получение инвалидности, должен представить медицинские документы об ограничении здоровья, поэтому направление на экспертизу дает лечебно-профилактическая организация, либо орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения. Обязательным условием признания инвалидности является наличие заболевания или дефектов в работе организма, ограничивающих жизнедеятельности человека и вызывающих полную или частичную потерю способности передвигаться, общаться, трудиться. Таким образом, само по себе заболевание – еще не основание для получения статуса инвалида; надо еще доказать, что оно вызывает ограничение жизнедеятельности. В процессе медико-социальной экспертизы может возникнуть необходимость в дополнительных обследованиях. Если результаты экспертизы не удовлетворяют гражданина, они могут быть обжалованы. Степень ограничения жизнедеятельности и трудоспособности определяется по правилам, зафиксированным в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 23 декабря
Человек, получивший инвалидность, должен иметь два основных документа: справку об инвалидности (т.н. розовую справку) и индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Форма и содержание ИПР определены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа
ИПР описывает мероприятия медицинской, психолого-педагогической, социальной реабилитации и технические средства реабилитации для ребенка, а для взрослого еще и трудовые формы реабилитации. При этом в каждом субъекте федерации установлен свой спектр и стандарт оказания услуг по реабилитации инвалидов. Елена Заблоцкис подчеркнула, что, чем подробнее составлена ИПР, тем больше шансов для ее реализации.
В настоящий момент система реабилитации инвалидов в нашей стране регулируется разрозненными нормативно-правовыми актами. По словам Елены Заблоцкис, наиболее проблемная сторона реабилитации – техническая: отсутствие необходимого количества специалистов и реабилитационных центров, а также нежелание чиновников обеспечивать заказы техники (например, колясок для детей с ДЦП) с учетом индивидуальных особенностей инвалида. Все вопросы по ИПР решаются письменно через орган социальной защиты населения. Любая переписка с этим органом, даже не давшая результата, является основанием для обжалования его решения в вышестоящих инстанциях.
В заключение Елена Заблоцкис представила основные принципы Конвенции ООН о правах инвалидов, в частности, гарантии социальной защиты детей-инвалидов. Приоритетными направлениями деятельности стран-участниц Конвенции являются создание условий воспитания, альтернативных интернатам и детским домам, инклюзивное образование инвалидов, а также расширение реабилитационных программ, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, поддержка исследований и разработок в этой области. Ведущая вынуждена была констатировать, что в России, в целом, эти направления пока практически не развиваются.
Запись вебинара доступна в специальном разделе сайта Синодального отдела по благотворительности.
Георгий ВЕЛИКАНОВ