20 января в Марфо-Мариинской обители состоялся первый круглый стол в рамках Открытого социального лектория. Тема звучала возвышенно: «Сотериологические основы церковного социального служения с точки зрения православного богословия». Однако речь шла о проблеме, которая волнует множество практиков социальной работы.
Больше 2400 социальных учреждений и инициатив курирует сейчас Русская Православная Церковь. Только в одной службе «Милосердие» 18 проектов. Патриарх постоянно говорит о необходимости широкой социальной работы… Но иногда хочется остановиться. Вспомнить день, прожитый с больными или детьми-инвалидами в детском доме. - Поделиться наболевшим и задать себе самому вопрос: ради чего я это делаю? Вместе поразмышлять над тем, как сделать нашу работу – христианской.
Такую возможность и предоставили на прошлой неделе участникам и добровольцам «Милосердия» епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, протоиерей Николай Соколов, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев и сотрудники Богословского факультета ПСТГУ, протоиерей Павел Хондзинский, протоиерей Николай Емельянов, Ирина Соловьева, протоиерей Константин Стриевский, а также руководитель проекта «автобус Милосердие» диакон Олег Вышинский и заведующая кафедрой социальной работы Миссионерского факультета ПСТГУ Татьяна Зальцман. 20 января они собрались в Марфо-Мариинской обители на круглом столе «Сотериологические основы церковного социального служения с точки зрения православного богословия», организованном кафедрой социальной работы ПСТГУ. Какое место занимает служение милосердия в главном деле каждого православного христианина – созидании своего спасения, приближении к Богу? Обязательно ли вообще заниматься социальным служением, чтобы спастись? Этот вопрос был центральным в выступлениях и дискуссиях.
«Среди значительной части верующих распространено недоверие к социальным активистам. Вспоминается Иуда, который «заботился о нищих», Георгий Гапон, обновленцы – сказал диакон Олег Вышинский. – Надо понять, является ли социальное служение Церкви выражением самой сути христианства, или это просто Ее функция как части социума». В своем докладе, открывшем круглый стол, о. Олег выдвинул гипотезу о том, как сотериология (учение о спасении) разных христианских конфессий влияет на их социальную активность. Если католики с их акцентом на оправдании делами считают милосердную деятельность единственным способом служения Богу, а протестанты-кальвинисты, благодаря своему учению о предопределении, сосредотачиваются на профессиональной деятельности, повышении качества жизни человека, то для православных цель милосердия – очищение сердца и созерцание Бога. Милосердие – это лишь ступень на духовном пути. Но не приводит ли такая установка к тому, что мы начинаем рассматривать других людей лишь как «средства» для самосовершенствавания? И практический результат нашей работы становится уже не важен?
Другие участники встречи выступили с критикой позиции о. Олега, призвав спуститься с богословских высот и подумать о реальных людях. «Спасение умирающих бомжей на улице – это сотериология, или нет?» – задал риторический вопрос прот. Владимир Воробьев. Он напомнил собравшимся о том, что евангельский критерий спасения – милосердие: в притче о Страшном Суде спасаются именно милостивые. «Важно наполнить нашу церковную жизнь милосердием» – заключил о. Владимир. Прот. Николай Соколов поддержал эту точку зрения: «Милосердный самарянин в Евангелии – кто он? Католик? Протестант? Бог есть Любовь, и Он объединяет всех. Не нужно разделять милосердие по конфессиональному признаку. Мы – одна большая христианская семья». Прот. Павел Хондзинский привел точку зрения прп. Максима Грека (кстати, судьба этого святого кон. XV – первой половины XVI вв. как нельзя лучше вписывается в тематику дискуссии: византийский гуманист, последователь итальянского проповедника католического обновления Джироламо Савонаролы, затем афонский монах и «справщик» русских богослужебных книг): католикам трудно будет спастись, если они не отступят от своих догматических заблуждений, а нам – если мы не научимся у католиков милосердию. Прот. Николай Емельянов дал обширную историко-культурную справку, подчеркнув, что масштабы благотворительной деятельности Церкви в дореволюционной России на порядок превосходят все, что делала Католическая Церковь того времени во Франции и Италии. «Причина того, что эта деятельность пресеклась, не в православном вероучении, а в коммунизме» – уверен о. Николай. В то же время он обратил внимание на то, что сейчас социальная деятельность христиан в Западной Европе – способ обретения собственной идентичности, во многом утраченной протестантскими деноминациями, что дает ощущение: «я принадлежу к гуманному обществу».
Неожиданный ракурс придала дискуссии Татьяна Зальцман. «Доклад отца Олега – это крик о помощи людей, которые задействованы в службе «Милосердие» – сказала она. – Нам нужны ободряющие слова, которые помогут нам стать лучше. А если мы будем лучше друг ко другу относиться, то социальная деятельность будет не нужна!»
Завершил встречу глава Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон. Он процитировал идеолога итальянской католической общины св. Эгидия: до XIX в. Церковь служила бедным, а потом это знамя выхватили из ее рук социалисты. «Как сделать нашу Церковь наполненной любовью?» –вот, по мнению владыки, главный вопрос, на который стоит искать ответ. «Нам даны две заповеди – о любви к Богу и ближнему. Поэтому так же, как любому православному христианину необходимо участвовать в Евхаристии, мы должны обязательно участвовать и в делах милосердия». В то же время епископ Пантелеимон указал на опасность формализации социальной деятельности, когда за статистикой мы перестаем видеть живых людей. Владыка подчеркнул, что задача сестер милосердия – не только улучшить уход за больными, но и помочь им найти смысл, «полюбить свою болезнь». «Тема нашей встречи очень важна для меня, – признался епископ Пантелеимон. – важно даже не столько то, что вы говорите, сколько сам факт вот такого несуетного, неспешного совместного обсуждения». И действительно, атмосфера встречи получилась на редкость теплой и дружеской, а главное – побудила к размышлениям о том, каким должно быть христианское служение ближнему в этом мире.
Полная запись круглого стола: http://diaconia.ru/webinars/notices/lect2001/
Георгий ВЕЛИКАНОВ