Представитель Московского Патриархата в Совете Европы игумен Филипп (Рябых) поддержал решение Европейского суда по правам человека об отказе женщине усыновить ребенка своей партнерши и об ограничении доступа однополых пар к искусственному оплодотворению.
«Европейский суд по правам человека вынес решение по делу двух гражданок Франции, заявив, что Франция не нарушает Европейскую конвенцию по правам человека, отказав женщине-лесбиянке усыновить ребенка своей партнерши и ограничивая доступ к искусственному оплодотворению однополым партнерам с донором из гетеросексуальной пары. Представительство Русской православной церкви в Страсбурге выражает удовлетворение принятым решением», – сообщил РИА Новости игумен Филипп (Рябых).
Судебное разбирательство длилось почти шесть лет. Валери Гас и Натали Дюбуа проживают вместе с 1989 года. В сентябре 2000 года Дюбуа в Бельгии родила дочь от анонимного донора. В 2006 году Гас обратилась в суд города Нантерр с просьбой об удочерении девочки с согласия Дюбуа. Французское правосудие отказало в удовлетворении просьбы, обосновав решение тем, что подобное усыновление могло бы лишить родительских прав биологическую мать, что вошло бы в противоречие с интересами ребенка. В июне 2007 года гомосексуальная пара подала заявление в ЕСПЧ. В мае 2010 года оно было признано приемлемым для судопроизводства. Отрицательное решение по делу «Дюбуа против Франции» (дело № 25951/07) Страсбургский суд вынес на 15 марта 2012 года.
Судьи связали невозможность удочерения с тем, что во Франции запрещены однополые браки. В этой стране гомосексуальные пары заключают так называемый «гражданский пакт солидарности» (PACS). Такую же форму отношений, с юридической точки зрения находящуюся между простым сожительством и официальным браком, регистрирует и часть гетеросексуальных пар. 95% заключенных пактов являются разнополыми. Вердикт суда отмечает: «Гетеросексуальные пары, заключившие PACS, сталкиваются с такими же условиями, т.е. им может быть отказано в обычном усыновлении. Таким образом, нет никакой разницы в обращении, основанной на сексуальной ориентации истцов».
Представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы обратил внимание на то, что своим решением суд также подтвердил возможность применения метода искусственного оплодотворения только в терапевтических целях – к бесплодным гетеросексуальным парам. «Согласно французскому законодательству, метод искусственного оплодотворения используется для лечения патологического бесплодия или с целью избежать передачи серьезных заболеваний. У гомосексуальных пар бесплодие не вызвано физическими патологиями, а потому их исключение из списка пользователей технологиями искусственного оплодотворения не является дискриминацией»,– продолжил игумен Филипп (Рябых).
В случае гомосексуальных пар, добавил отец Филипп, «искусственное оплодотворение от анонимного донора, не является, строго говоря, терапией, так как невозможность родить ребенка в этих парах не связано с бесплодием». Из этого игумен Филипп (Рябых) делает вывод о том, что «государственная медицина, оплачиваемая налогоплательщиками, не должна удовлетворять желание гомосексуальных пар иметь детей путем неестественного оплодотворения».
«Современное право, в том числе французское, исходит из естественного порядка, при котором у человека может быть только одна мать и один отец, – отмечает отец Филипп. – А потому, появление другой "законной" матери предполагало бы лишение прав той, которая родила ребенка. Именно поэтому сегодня так настойчиво представители сексуальных меньшинств пытаются ликвидировать понятия "отец" и "мать", заменив их термином "родитель"».
Представитель Московского Патриархата в Совете Европы особо отметил, что решение ЕСПЧ по делу «Дюбуа против Франции» может стать прецедентом и повлиять на решения по искам об усыновлении, браке и разделению родительских прав в однополых союзах и гетеросексуальных «регистрируемых партнерствах», а также по судебным процессам, связанным с искусственным оплодотворением и суррогатным материнством.
Игумен Филипп (Рябых) напомнил о том, что в настоящее время в Комитете Министров Совета Европы идет подготовка к рассмотрению «Рекомендации о правах и правовом статусе детей и родительских обязанностей» (Recommendation on the rights and legal status of children and parental responsibilities). Первоначально этот документ включал ряд норм, направленных на расширение прав гомосексуальных пар и пересмотр понятия семьи. «Цель рекомендации – в определении на европейском уровне новых принципов семейного права для интеграции различных способов искусственного оплодотворения (включая суррогатное материнство) и новых видов "родительства" (гомосексуального, искусственного, свободных союзов, зарегистрированного партнерства)», – пояснил игумен Филипп (Рябых).
По его словам, в октябре 2011 года Европейский комитет по правовому сотрудничеству Совета Европы после напряженных переговоров принял решение удалить из проекта параграф 3 принципа 17, который рекомендовал государствам-членам признание материнского родства женщины, являющейся сожительницей матери ребенка, зачатого путем искусственного оплодотворения.
Решение Страсбургского суда, считает отец Филипп, «подтверждает решения, принятые государствами-членами по этому вопросу, и должно оказать влияние на результаты переговоров по этой рекомендации и на последующие решения Совета Европы».Арсений ЗАГУЛЯЕВ