— Действительно, решение о создании базы данных принято недавно. Но сама по себе идея разработки подобного инструмента вынашивалась на протяжении нескольких лет. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и в прежние годы считал одной из своих непосредственных функций собирание, обобщение и анализ опыта церковной социальной работы. Без этого обобщения, во-первых, трудно оценить масштаб церковной деятельности в сфере благотворительности, а во-вторых, — и это, может быть, даже более важный фактор — без единой базы данных довольно трудно наладить привлечение к участию в социальных инициативах Церкви новых людей.
— Не могли бы Вы пояснить это утверждение?
— Да, разумеется. Нашему синодальному отделу постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, когда к нам обращаются люди — и простые верующие, желающие отнести в храм какую-то небольшую материальную помощь, и представители бизнеса, готовые пожертвовать существенные суммы на благотворительность, — все, кто хочет
С одной стороны, можно, конечно, порадоваться тому факту, что за последние годы церковная социальная деятельность расширилась настолько, что теперь почти в каждой епархии существуют десятки учреждений благотворительности. С другой стороны — количество теперь должно перерастать в качество; мы считаем, что обобщение данных, касающихся социальной деятельности Русской Православной Церкви, и сведение их в единую базу, позволит достигнуть нового уровня организации это деятельности и предоставит возможность всем заинтересованным лицам внести свою лепту в приумножение традиций милосердия.
Когда проект будет полноценно функционировать, каждый желающий сможет узнать, какие церковные учреждения действуют, например, в его городе, районе, области. Мы уверены, что такая возможность принесет ощутимую пользу.
Кроме того, мы преследуем и еще одну цель: максимальную открытость для «внешних». Деятельность церковного социального учреждения не должна быть окутана непроницаемой завесой. Нам нечего скрывать, наоборот, мы рады рассказать о нашей работе максимально открыто. Потому что это рассказ не о каких-то достижениях или завоеваниях; это рассказ о тех людях, которые, собственно, и составляют главный смысл всей социальной деятельности — о людях, нуждающихся в помощи.
— Скажите, пожалуйста, как планируется работа по созданию базы данных? Насколько это масштабный проект?
— На сегодняшний день работа над базой данных уже началась. Это будет раздел на сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению «Милосердие.ru».
О масштабности работы можно судить уже хотя бы по количеству епархий, которых в настоящее время в Русской Православной Церкви более полутора сотен. При этом речь идет не только о Российской Федерации, но и о государствах СНГ и дальнего зарубежья. Предполагается собрать и обработать данные по всем епархиям.
Мы отказались от идеи представить пользователям интернета сразу готовый продукт; пока мы планируем запустить базу данных с минимальным наполнением, а затем вносить в нее новую информацию или исправлять устаревшую. Вся эта работа немыслима без тесного взаимодействия с епархиями, с епархиальными отделами по церковной благотворительности и социальному служению. И мы очень надеемся на понимание и сотрудничество с нашими коллегами, работающими в епархиях.
— Отец Аркадий, Вы упомянули исправление устаревшей информации. Может ли возникнуть ситуация, когда какой-либо благотворительной организации будет отказано во включении в официальный реестр — в создаваемую базу данных?
— Да, вполне. Не секрет, что за последние годы у нас в стране увеличилось число организаций, чья деятельность в сфере благотворительности вызывает множество вопросов. Порой эти организации — откровенно мошеннические «схемы», прикрывающиеся псевдоцерковным статусом или видимостью сотрудничества с Русской Православной Церковью. Они организуют сбор пожертвований на несуществующие храмы, на «требы», обманывая несведущих людей и бросая тень на Церковь. Поэтому включение той или иной благотворительной организации в создаваемую базу данных будет являться в определенном смысле сертификацией ее деятельности.
Думаю, больших сложностей в этом вопросе у нас не возникнет, потому что база данных будет содержать сведения только о тех организациях, которые учреждены или созданы непосредственно церковными каноническими единицами — епархиями, монастырями или приходами.
— Можно ли сказать, что создаваемый проект уникален?
— Насколько я знаю, сейчас не существует, например, единого общероссийского реестра благотворительных организаций. Предпринимались и предпринимаются попытки создания
В какой-то степени основной для него станет база данных социального служения по городу Москве, которая разрабатывалась Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете. Так что, как я уже говорил, идея создания подобной базы не нова. Насколько уникальным станет новый проект, наверное, не столь важно. Куда важнее, чтобы он принес реальную пользу всем, кто трудится на ниве церковной социальной работы, и всем, кто, испытывая потребность помогать нуждающимся, присоединится к этой работе в будущем.