В документах, поданных в суд, говорится, что «приемная мать нанесла ребенку, брошенному сначала биологическими родителями, тяжелую моральную травму». В случае, если судебная инстанция признает вину родительницы, она будет обязана выплачивать Артему, который по закону всё ещё является ее ребенком, компенсацию.

Я думаю, что нам должно быть всем стыдно за то, что мы отказываемся от детей. За то, что мы имеем возможность их воспитывать и при этом отдаём своих чад за границу. Отправлять русских детей за рубеж – это странно, некрасиво и нехорошо. Особенно должно быть стыдно тем, кто в этом принимает хоть какое-то участие. Церковь готова воспитывать этих детей. Если на это будут выделять деньги, мы сможем открывать православные детские дома. Квалифицированные кадры и успешный опыт уже есть. Мы даже можем и стараемся делать это без денег. Если объявить такой призыв, то найдутся люди, которые пожертвуют. Я говорю это вполне обоснованно и ответственно, ведь знаком с этой сферой не понаслышке.
Конечно, и в православных детских домах есть проблемы – идеально никогда нигде не бывает. Но мы полностью открыты по отношению к государству, которое может доверить нам детей: пожалуйста, контролируйте нас! В этой связи вспоминается, что недавно обсуждалась подготовка международного соглашения между Россией и США, которое бы чётче определило обязанности сторон при усыновлении детей. В частности, соглашение должно предоставить больше возможностей контролировать судьбу русских детей, усыновленных американцами. Но из этого следует совершенно очевидный вывод: в России их воспитание контролировать легче, чем в Америке. Вообще, как можно проконтролировать то, что происходит на другой стороне земного шара?!
Отдайте Церкви всех детей, которых вы готовы отправить в Америку, а мы будем о них заботиться. В наших православных детских домах дети воспитываются достойно. Мало у кого складывается жизнь неблагополучно. Из наших выпускников никто не оказался в тюрьме. Если и есть какие-то отдельные случаи, то всё-таки это не массовое явление, как в обычных детских домах.
Говоря об усыновлении детей-сирот, нельзя не коснуться и нашей российской системы воспитания. На мой взгляд, она находится в печальном состоянии. И все попытки эту систему реформировать, не изменив нравственного климата в стране, обречены на провал. Яркий пример этого – у нас очень большая доля возвращения усыновленных детей обратно в детский дом. Недавно я был в Ростове-на-Дону и видел там девочку, от которой трижды отказывались: брали на удочерение и возвращали обратно. Можно представить себе её состояние. А всё потому, что ни в государственной системе воспитания, ни даже в многих семьях, нет нравственного стержня. А Церковь, кроме высокой нравственности, предлагает ещё и эффективную воспитательную систему. Это система, которая складывалась веками, была насильственно разрушена в нашей стране, но теперь возрождается.
Конечно, нельзя снова учить читать по Псалтири, но мы и не собираемся этого делать. У нас есть новые методики, и Церковь усваивает всё лучшее из того, что есть в мире. Вот, скажем, обучение сестёр милосердия построено на более современных технологиях, чем то, что есть в обычных медицинских училищах. Точно также и воспитание детей нужно строить на достижениях педагогической науки. Но главным стержнем должна быть всё-таки вера в Бога и высокая нравственность, строгость в воспитании. Строгость, соединенная с любовью, потому что настоящая любовь, она всегда строгая.
В заключение, ещё раз хотел бы сказать, у нас в стране и так не хватает людей – вывозить нам их уж точно не нужно. Так что с этой позорной практикой пора кончать.