Каждый день, на протяжении вот уже почти двух месяцев, с 12 до 22 на церковном «телефоне духовной помощи» по очереди дежурят 43 московских священнослужителя-добровольца. С 18 октября, когда заработал телефонный номер 542-00-00, на него поступило уже более 650 звонков. Люди спрашивают, можно ли передать «поясок Богородицы» другому человеку, а иногда – «зачем жить, если я никому не нужен». Московские священники поделились впечатлениями от дежурства на телефоне и подвели первые итоги
«Какие бы ни были вопросы, все они задаются очень искренне», – говорит священник Владимир Соколов, клирик храма Всех святых в Красном селе. «Даже вопросы, которые носят, казалось бы, самый отстраненный характер, – продолжает отец Владимир. – Например, человек говорит, что не может устроиться на работу. Все равно он тяжело переживает, и ищет у священника поддержки, участия и помощи». Отец Владимир – один из 43 священников и диаконов, которые добровольно дежурят на «телефоне духовной помощи.
Номер для разговора со священником был открыт Синодальным отделом по церковной благотворительности 18 октября. Этот проект стал логическим продолжением телефона духовной помощи для онкобольных, который был запущен Синодальным отделом в марте 2011 года. Священнослужители, дежурившие на телефоне, поняли, во-первых, что их помощь востребована, а во-вторых, что они могут помогать и большему числу людей. В сутки на номер поступает от 35 до 3 звонков, которые распределяются между дежурными по телефону. Каждый священнослужитель дежурит примерно раз в неделю.
«Что мне сделать» – это детский вопрос
Как показывает опыт священника Антония Игнатьева, клирика храма святителя Николая у Соломенной сторожки, чаще всего люди звонят с вопросами технического характера – кому помолиться, как «развенчаться», можно ли передать «поясок Богородицы» другому человеку и т.п. Женщины звонят священникам примерно в два раза чаще мужчин. Судя по голосу, звонящим от 20 до 40 лет. За многими вопросами стоят жизненные трагедии – конфликты, смерть или тяжелая болезнь близкого человека. Многих мучают проблемы в области взаимоотношений между членами семьи: между мужем и женой, родителями и детьми. Готовых ответов не существует – считает отец Антоний. «Вопрос “что мне сделать” – это детская позиция, – уверен священник. – Я стараюсь перевести разговор из этой директивной плоскости, в которой я даю указания с позиции взрослого человека, и дать им возможность найти правильный ответ самостоятельно». При этом зачастую приходится менять сложившееся потребительское отношение к молитве. «Люди спрашивают, что надо сделать, чтобы было хорошо, – говорит батюшка. – Молитва для них становится не внутренним ресурсом, на который можно опереться в своей работе, а лекарством. Как в аптеке – сбегал, купил, и оно само-собой должно заработать».
В качестве примера отец Антоний приводит случай некоторого зависимого человека, который прочитал поверхностную книгу о проблеме зависимости. В книге было написано, что для исцеления надо читать акафист и псалтирь перед определенной иконой определенное число раз. «Все переведено в математику, – сокрушается священник. – И эта математика загораживает живое молитвенное чувство». Такой подход, по словам отца Антония, может довести и до уныния, особенно если усилия не дают ожидаемого результата. «Нужно привести человека к мысли, что мы с ним будем молиться не о том, чтобы он чудесным образом исцелился, но о том, чтобы он захотел лечиться и что-то в своей жизни менять», – объясняет батюшка.
Главная помощь – помочь найти свой путь к Богу
Звонков с суицидом, когда человек говорит что стоит на краю крыши и просит удержать его от прыжка, ни отцу Владимиру, ни отцу Антонию, пока не поступало. Но иногда им звонят люди, которые находятся в унынии. Такие люди говорят, что они никому не нужны, и не знают, зачем им дальше жить. Возможный ответ, по мнению отца Владимира, зависит как от личности звонящего, так и от того, насколько глубокий контакт удалось с ним установить. «С кем-то можно говорить мягко, убеждая и объясняя. А кому-то, таких меньшинство, полезнее будет, если ему скажут “прекратите ныть”, – считает отец Владимир.– Это как при истерике – кому-то нужно дать стакан воды, а кому-то и пощечину».
По ощущениям отца Владимира, с серьезными вопросами ему звонят люди, которые так или иначе находятся в личностном поиске, и уже имеют некоторые результаты этого поиска. «Такие люди ищут какой-то опоры, новой точки отсчета и новой системы координат», – говорит священник. По его словам, главная помощь, которую священник может им оказать по телефону – помочь найти свой путь к Богу. Поэтому каждый разговор, после которого человек просто поблагодарил и повесил трубку, отец Владимир считает своим провалом: «Если я поговорил, и человек после этого не перезвонил, и не пришел в храм, значит, я не сделал того, что должен был». Личной беседой у отца Владимира заканчивается примерно половина разговоров. Если с человеком на том конце провода устанавливается личный контакт, и звонящий хочет прийти именно к нему, отец Владимир без проблем дает номер своего мобильного телефона. На вопрос – не страшно ли быть для всех открытым и в любой момент доступным, отец Владимир отвечает, что доступным должен быть любой священник. «Я и ночью не отключаю свой телефон, – признается батюшка. – Звонят, “приезжайте, мой ребенок умирает в реанимации”. Приезжаем и причащаем, даже если на часах два часа ночи. Священник должен быть готов к этому».
Справочная информация
Напомним, что телефонный номер для звонка священнику 542-00-00, время работы — с 12:00 до 22:00, без выходных (с перерывом на вечер субботы, а также вечер накануне больших церковных праздников). Прежде, чем звонок будет переведен на мобильный одного из дежурных священников, трубку берет оператор справочной службы «Милосердие». Оператор осуществляет предварительную фильтрацию вопросов. На просьбы о материальной помощи и вопросы справочного характера, оператор отвечает самостоятельно, дает информацию о церковных или государственных службах, в которые можно обратиться. Все звонки тарифицируются так же, как и звонки на обычный московский номер. То есть, для большинства звонящих со стационарных московских телефонов, звонок священнику является бесплатным.
Кирилл МИЛОВИДОВ