24 января в Москве, в рамках XX Рождественских образовательных чтений, состоялась конференция «Церковь и медицина. Этика и мораль в современной медицине». Собравшиеся в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению обсудили проект Этического кодекса православного врача и другие вопросы биомедицинской этики.
Об основных положениях Этического кодекса православного врача рассказала профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И.Пирогова Ирина Силуянова. По ее словам, основная задача кодекса - напомнить православному врачу о том, что его работа и служение людям требуют борьбы со своим эгоизмом, отказа от своего комфорта, покоя, от своих законных прав и отдыха, части имущества и привилегий, если это необходимо для помощи больному. Об этом говорят первые пункты Кодекса, общие его положения: «Православный врач посвящает свою жизнь воплощению идеалов милосердия, сострадания, любви и служения страждущему человеку». Положения Кодекса призывают православного врача к искреннему участию в жизни больного, но в то же время предостерегают от возможных компромиссов со своей совестью: «Православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам». Стремясь к развитию науки и медицины, «православный врач полагает, что интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека», - говорится в документе. Более того, «в случаях, когда законодательство вступает в противоречие с христианскими моральными принципами, врачи должны действовать таким образом, чтобы изменить закон, так как традиционные моральные ценности, непосредственно связанные с христианской моралью, значительнее, чем принимаемые действующими законодателями правовые нормы».
«В следовании этому Кодексу мы видим в некотором смысле миссию православных врачей» - говорила Ирина Силуянова, так как сегодняшнее общество крайне поляризовано, разобщено, поделено на противоборствующие группы и деморализовано. Но если хотя бы один человек, тем более, врач, сможет преодолеть свой эгоизм и самолюбие и оказать помощь страдающему человеку без какой-либо выгоды для себя, это уже станет маленьким сердечным «потеплением» среди общего равнодушия.
Участники конференции подавляющим большинством голосов приняли проект Кодекса. Однако следование Кодексу профессионльной этики православного врача остается делом свободного выбора каждого верующего медицинского работника, подчеркнула Ирина Силуянова.
С докладом «Феномен насилия в медицине» выступил архимандрит Филипп (Филипов), секретарь епархиального управления Сыктывкарской епархии и член исполнительного комитета Общества православных врачей. Он отметил, что насилие может быть не только физическим, но и психическим. И если случаи физического насилия пресекаются жестко, то психическому насилию придается слишком мало значения. Так, отец Филипп рассказал несколько случаев из жизни своих знакомых, когда беременных женщин буквально понуждали к прерыванию беременности, запугивая болезнями, физической слабостью матери или ее ребенка.
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ВИНИТИ РАН, Нина Соколова в своем докладе подробно остановилась на том, какие опасности может представлять сегодня печатная информация, выпускающаяся для беременных женщин и молодых мам. Практики йоги и пение мантр, призывы участвовать в культовых собраниях всевозможных сект, реклама неоязыческих учений – лишь малый список того, что сегодня наполняет прилавки книжных магазинов и страницы интернет-ресурсов под самыми привлекательными и благовидными заголовками. В качестве противодействия потоку этой информации Церковь, по мнению Нины Соколовой, может предложить более интенсивную общественно-просветительскую работу, в том числе с молодыми семьями.Алексей СКИЖЕНОК