19 сентября в рамках курса дистанционного обучения Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности был проведен очередной вебинар для социальных работников на приходах. Ведущая вебинара - Надежда Смирнова - эксперт ряда благотворительных фондов по сотрудничеству с государственными и коммерческими организациями – рассказала об основах организационной деятельности, теории и практике управления социальной деятельностью прихода. Без навыков управленческой деятельности невозможно наладить эффективную социальную работу, подчеркнула эксперт.
Как отметила в начале своего выступления Надежда Смирнова, сегодня социальное служение Русской Православной Церкви является высоко организованной деятельностью, требующей не только искреннего желания помогать людям, но и качественной системы управления и организации.
Исходя из того, что социальное служение, как и любая другая деятельность, подчинено законам управления и требует хорошей организованности, Надежда Смирнова рассказала своим слушателям о том, какие аспекты деятельности необходимо учитывать во время планирования социальной деятельности на приходе.
Любая управленческая деятельность, по словам Надежды Смирновой, начинается с анализа существующего положения дел. Необходимо собрать и проанализировать информацию о том, что происходит в той сфере, в которой планируется начинать работу. В случае с организацией социального служения Церкви также необходимо начать со сбора информации. Нужно провести анкетирование всех постоянных прихожан храма, людей, готовых активно участвовать в жизни своего прихода, и выявить как их потребности в помощи, так и их возможности помогать другим. Подобное анкетирование, сбор информации о прихожанах является первым и необходимым делом социального работника, желающего наладить социальное служение в своем храме.
Если сбор данных пройдет успешно, то в короткие сроки социальный работник храма должен будет создать базу данных тех прихожан, которые изъявят желание участвовать в социальной деятельности прихода. Создание базы данных должно быть направлено не только на сбор общей информации о прихожанах, но и на выявление тех особенностей их социального положения, которые будут определять их участие в социальной деятельности при храме.
Как подчеркнула Надежда Смирнова, такое предварительное исследование социального положения прихожан позволит работать с каждой семьей отдельно, заниматься профилактикой существующих на приходе проблем и выявлять причину возникающих трудностей. Эксперт подчеркнула, что залогом успеха социальной деятельности прихода должно стать очень подробное и тщательное планирование всех предпринимаемых социальным работником действий. Соцработник отвечает за то, чтобы продумать все возможные варианты развития событий, предусмотреть подходящие решения для каждой прогнозируемой ситуации. И для этого также необходимо располагать полной информацией о социальном положении прихожан.
Определяя домашнее задание для участников курсов дистанционного обучения социальных работников Русской Православной Церкви, Надежда Смирнова предложила им как можно скорее провести анкетирование среди своих прихожан и составить базу данных по своему приходу.
Запись вебинара доступна в специальном разделе сайта Синодального отдела по благотвориетльности.
Алексей Скиженок