12-13 мая в в доме Межцерковного общения «Кинония» под Минском состоялся семинар «Деятельность по утверждению трезвости: реабилитация и профилактика алкогольной зависимости», организованный Координационным центром по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви. На семинар приехали координаторы от епархий Белорусской православной церкви по вопросам алкоголизма и наркомании, священнослужители, представители приходов и монастырей. Основной целью мероприятия являлось повышение уровня информированности священников и членов приходских общин по вопросам профилактики и реабилитации страдающих алкоголизмом. Ведущие церковные специалисты в сфере утверждения трезвости рассказали о своем опыте работы с алкоголезависимыми, в том числе – об использовании евангельских сюжетов в рамках групповой психотерапии. По окончании семинара 14 его участников дали обет трезвости.
«Задача Церкви в процессе поиска человеком ответов на многочисленные вопросы о путях преодоления внутренних проблем состоит в заботе, попечении, мудром руководительстве, а также разработке и реализации социальных программ совместно с государством», - прозвучало в обращенном к участникам семинара слове митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии. Владыка отметил, что «попечение о духовном здравии человека издревле являлось заботой Церкви», отметив, что здравие духовное и телесное находятся в тесной связи, а «проблему алкогольной зависимости Церковь рассматривает не только как медицинскую, но, прежде всего, духовно-нравственную».
Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин рассказал о современной биопсихосоциальной концепции алкоголизма. Если рассматривать этот недуг с точки зрения трехсоставности человеческого естества (дух, душа и тело), то из этого логично вытекает структура оказания помощи страждущим, в которой должны присутствовать в неразрывной связи церковный, психологический и медицинский уровни. Валерий Константинович подробно рассказал присутствующим об организации, принципах, конкретных формах и методах деятельности Русской Православной Церкви по утверждению трезвости, профилактике алкоголизма и реабилитации страждущих.
Методам профилактики зависимостей среди молодежи было посвящено выступление настоятеля храма Архангела Михаила (г. Талдом Московской области) протоиерея Илии Шугаева. «Чтобы заниматься профилактикой, - сказал он, - необходимо разобраться, что заставляет молодого человека пить. Ведь никакого физиологического удовольствия сама по себе выпивка не приносит. Значит, есть некая движущая сила, внутренняя проблема, которая заставляет его начинать употреблять алкоголь – преодолевая отвращение, естественное физиологическое отторжение». Разобраться в этом не так просто, и, к сожалению, многие лекторы, идущие в школу, не задают себе такого вопроса, опираясь в своих выступлениях на представление об алкоголе, имеющееся у алкоголика. Обобщенно это звучит примерно так: «Вы прекрасно знаете, что пить хорошо, а я вам сейчас докажу, что пить – плохо». Подобная профилактика оказывает чаще всего совсем не тот эффект, которого ожидал лектор, а совершенно противоположный. Ведь опираться нужно на еще не испорченное сознание, а не на так называемое сформировавшееся «алкогольное мышление». Так что же заставляет детей и подростков пить? Запрограммированность сознания, берущая свое начало в мифах («алкоголь полезен для здоровья», «русский народ пил всегда и до сих пор не спился»), психологических установках (ассоциация выпивки со взрослостью, с праздником), ритуалах (застолья по всякому поводу), комплекс внутренних проблем ребенка (искаженная картина мира, искаженная самооценка, искаженная семья), а также доступность и сверхдоступность алкоголя – в том числе и для несовершеннолетних. Противодействовать развитию алкогольной зависимости в молодежной среде необходимо по всем этим направлениям – только так можно рассчитывать на эффективность профилактики.
Очень искренним и печальным «дополнением» к выступлению отца Илии стал чуть позже рассказ одного из присутствующих священников о своей судьбе. Он много лет страдал «пьянственной страстью», чудом не лишился сана, обрел трезвость и сейчас всю свою жизнь посвятил помощи страждущим. «Езжу повсюду, рассказываю, показываю фильмы, но у меня такое ощущение, что я говорю в пустоту, - признался он. Все кивают — но дальше не идет. Работать еще можно классе в 5-м-6-м. В 9-м меня уже не слышат».
Председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», член церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы иерей Игорь Бачинин (Екатеринбург) выступил с докладом «Организация общества трезвости. Методы, формы и методы работы общества «Трезвение». В своем выступлении отец Игорь перечислил основные пункты, касающиеся методики организации трезвенных объединений на приходе (в более развернутом виде их можно найти в брошюре «Как организовать общество трезвости на приходе»), назвав основными направлениями деятельности духовно-нравственное и трезвенное просвещение, а также реабилитацию и реадаптацию зависимых. В докладе сухие пункты методического пособия наполнялись конкретным смыслом, поскольку были снабжены примерами из жизни. Это вызвало живой отклик аудитории: некоторые фотографии из презентации, демонстрирующие работу молодежных активистов трезвенного движения (посты трезвости, зоны трезвости, разнообразные акции) кто-то из присутствующих даже посчитал обработанными «фотошопом». Впрочем, жизнь изобретательней любой компьютерной программы, об эффективности трезвенного движения они свидетельствует красноречивее любых документов. Отец Игорь рассказал забавный случай, связанный с одной из фотографий. На снимке запечатлен крестный ход с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», сделавший остановку для сугубой молитвы у магазина с вывеской «Алкомаркет». Несоответствие фона и действия бросалось в глаза. Оказывается, когда спустя год трезвенники прошли крестным ходом по тому же маршруту, то обнаружили на знакомом магазине другую вывеску: «Рыбалка и туризм».
Как член экспертной группы по подготовке Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, представленной накануне Межсоборному Присутствию, отец Игорь рассказал об основных ее положениях, остановившись, в частности, на понятии трезвости как категории, прежде всего духовно-нравственной, а не физиологической. «Трезвость как ценность, как нравственная категория находится в современном обществе в небрежении, - сказал он. – Очень редко кто-то отказывается от спиртного исключительно ради трезвости как таковой, ради трезвости как нормы православной христианской жизни. А ведь пьяница – это не тот человек, который напивается до потери памяти. Пьяница — тот, кто считает для себя допустимым быть нетрезвым. И неважно, сколько он выпивает. Ведь нетрезвое состояние нужно ему для того, чтобы обрести свободу грешить, чтобы не было стыдно за неблговидные дела и поступки. Именно о таких людях говорится: «Царствия Божьего не наследуют». К сожалению, их немало и в обществе, и в Церкви». Отец Игорь подчеркнул огромную важность того, чтобы человек, занимающийся трезвеннической деятельностью, сам был трезвым. Иначе вся его проповедь, вся его работа рискует пропасть втуне.
Дискуссию среди собравшихся вызвал вопрос об обете трезвости, методе кодирования, запивке после Причастия, в которой используется кагор, освященном на Литии хлебе. Эта живая дискуссия не утихала на всем протяжении семинара. Так получилось, что каждое последующее выступление высвечивало какие-то новые грани этих вопросов. Одни получали при этом ответ, другие – повод для новых размышлений.
Ответственный координатор Белорусской Православный Церкви по работе с алкоголе- и наркозависимыми, директор фонда «Родители в борьбе за трезвость» иерей Дионисий Пясецкий подчеркнул в своем выступлении важность компетентности людей, занимающихся трезвеннической деятельностью, и просвещения священнослужителей в этой области: «Чаше всего люди, приходящие в Церковь с этой бедой, слышат от священника ответ: «Терпите. Молитесь». Молиться мы должны, конечно, но предлагать молитву как единственную помощь может только тот, кто наделен особым даром исцеления. Всем остальным необходимо иметь знания, именно они являются фундаментом, на котором строится система помощи. Задача священника: дать страждущему надежду и указать конкретный путь».
Отец Дионисий рассказал о работе группы «Спасительная Чаша», перенявшей опыт игумена Ионы (Займовского) из Свято-Данилова монастыря, группе для созависимых «Живоносный источник», фонде «Родители за трезвость», председателем которого он является. Его доклад был интересен тщательно проведенным анализом программы 12 шагов с духовной точки зрения – анализом не умозрительным, а подтвержденным и обогащенным опытом практической работы.
Психолог Екатерина Савостьянова (Московская область) познакомила присутствующих с почти 20-летним опытом работы общины трезвости при Никольском храме села Ромашково. Это одна из первых приходских общин трезвости, в основу деятельности которой изначально была положена методология семейных клубов трезвости югославского психиатра В.Удолина. Со временем она была значительно видоизменена: семейный компонент, являющийся ведущим для европейских клубов, отошел в силу ряда причин на второй план, так же, как жесткая структура, непременная для них («реестр» обсуждаемых и запретных тем, непременный прием антабуса). На первый план вышло то, каким образом организовано общение в группе – диалогическое собеседование. Екатерина Савостьянова познакомила собравшихся с основными принципами и понятиями диалога, с тем, как они применяются в практической трезвенной работе.
Врач–нарколог, психотерапевт Анатолий Финский (г. Лида, Белоруссия) рассказал о методах групповой психотерапии, которые применяет в своей работе он. На группе «Анастасис» участники обсуждают сюжеты из Евангелия. Мощным терапевтичсеким эффектом, по словам доктора, обладает, например, притча о блудном сыне.
Сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н, диакон Григорий Григорьев (Санкт - Петербург) говорил о двух дорогах, которые есть в современной медицине: дороге страха и дороге любви. «Кодирование, любая химическая защита — это дорога страха. У страха есть сильное физиологическое действие – при условии, что человек поверит. Но все зависит не от метода лечения, а от того, что за ним стоит. Медицина не может лечить духовную болезнь, а Церковь не может бороться с физическими проблемами. Священник не может вернуть радость жизни и снять тягу невоцерковленному человеку. Это задача психотерапевта. Психотерапевт говорит пациенту: «Вы — алкоголик». Это — идеальная база для покаяния. Прекрасно, если врач оказывает «первую помощь», а после этого направляет в Церковь». Именно такой принцип применяется в Александро-Невском обществе трезвости, в котором с 1988 года прошло лечение 150 тыс. человек. После беседы с врачом пациент перед Крестом и Евангелием дает зарок не пить (примерно треть – на протяжении всей жизни). Никакой особой подготовки для этого не требуется.
Многих смущает объединение медицинских (кодирование по Довженко) и духовных, церковных методов. Об этом завязалась довольно острая дискуссия и в ходе семинара. В Церкви сложилось настороженное отношение к «кодированию». Однако «никакого магического воздействия, способного парализовать волю человека в результате врачебной манипуляции не существует, - отметил диакон Григорий Григорьев. – «Кодирование» - это просто термин, которым, кстати, сегодня называют любой медицинское вмешательство, не имеющее отношение к методу А.Р. Довженко».
Не все пациенты отца Григория идут после дачи зарока в храм (около 40%) и еще меньше становятся воцерковленными людьми. Диакон Григорий признает, что эффективность лечения одними медицинскими методами и медицинскими методами в сочетании с церковными практически не отличается. «Разница в другом - так называемом «качестве ремиссии». Закодированный и не пришедший к Богу человек только и ждет срока окончания своего вынужденного воздержания. Он становится ужасным, мучением для своей семьи и окружающих. Про таких говорят: «Уж лучше бы он пил!». А человек воцерковленный обретает радость жизни и ее истинный смысл в Боге».
После выступления диакона Григория Григорьева, ответов на многочисленные вопросы и краткой беседы иерея Игоря Бачинина об истории и сущности обета трезвости все желающие участники семинара (а таковых оказалось 14 человек) дали обет трезвости перед Евангелием и образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Екатерина САВОСТЬЯНОВА