Внимание к теме семьи сделает будущее общественное телевидение тем средством массовой информации, которое поможет преодолеть социальную и политическую разобщенность. В этом уверен член Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, выступивший 6 апреля на первом заседании комиссии.
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА ЛЕГОЙДЫ:
Я выскажу тезисы, так или иначе связанные с информационной средой. Мы сегодня констатировали отсутствие положительного образа семьи в информационном пространстве. Но к сожалению, ситуация еще хуже, чем было сказано, поскольку не только отсутствует положительный образ, но и попытки его создания вызывают вопросы.
Там, где происходит попытка создания положительного образа семьи, делается справедливый акцент на материнстве, но вообще нет акцента на отцовстве. И это очень серьезная ошибка. Даже на визуальном уровне: огромный плакат, «стране нужны ваши рекорды», все очень прямолинейно – и изображена женщина и трое детей. А папы нет. Где отец, если мы говорим о создании положительного образа семьи? Если мы опираемся на привычную установку, что папа где-то работает, а мама воспитывает детей, то сегодня она будет очень плохо воспринята при современном отношении женщины к профессиональной реализации. Можно, конечно, спорить, хотя это уже вполне определенная данность. Поэтому мне кажется чрезвычайно важным сейчас акцент на теме отцовства.
Следующий вопрос связан с практическими мерами. Сегодня, насколько я понимаю, в практической плоскости находится тема создания общественного телевидения. Те дискуссии в Государственной Думе, Общественной палате, в которых мне приходилось принимать участие, показывают, что, во-первых, нет четкого понимания: кроме того, что мы позиционируем этот проект как общественное телевидение – есть ли какое-то более узкое позиционирование. А ведь оно очень важно. Во-вторых, прошедшие дискуссии указывают, что основной акцент среди тех, кто, по крайней мере, на данный момент обсуждают концепцию, делается на общественно-политическом дискурсе. А это значит, что градус напряжения, который есть в современном обществе, разрыв страны на разные части, в этом новом общественном телевидении, которое предположительно должно всех успокоить, на самом деле будет сохраняться и даже повышаться.
Поэтому, если мы хотим позитивно спозиционировать и реализовать проект общественного телевидения, то, может быть, оно и должно стать семейным. Я не имею в виду то, что обычно понимается в нишевом плане как семейный канал: тихие спокойные программы, которые бабушка смотрит с внуком, под которые он засыпает вместе с бабушкой. Речь идет о том, о чем мы говорили сегодня с вами: о создании положительного образа того, что будут смотреть, того, что будет интересно, что будет важно.
Мне кажется, что это творческий выбор, профессиональный выбор. И для общественного телевидения – я не настаиваю на том, чтобы это было целиком так, но важно, чтобы эта тема планово присутствовала. Если мы сможем обратиться и зафиксировать эту рекомендацию – это было бы очень важно.
Третий и последний момент. Информационная среда сегодня – это не только медиа-среда, а точнее, мы говорим как о традиционных медиа, так и о новых форматах и формах медиа-проектов. Очень важно присутствие тематики, которую мы обсуждаем, в пространстве социальных сетей. Мы знаем, что и православные люди, и наше духовенство сегодня активно участвует в жизни социальных сетей (иногда думается, что, быть может, даже излишне активно). В любом случае здесь у нас есть механизм для решения практических задач. Вспомним, как во время страшных лесных пожаров летом 2010 года с помощью социальной сети «Вконтакте» Отдел епископа Пантелеимона собрал существенные средства для помощи.
Мы можем использовать социальную сеть сегодня для продвижения важных идей, для реализации конкретных проектов – чтобы присутствовать в этом пространстве, которое уже перестало быть просто информационным.
Фото: Сергей Власов, Patriarchia.ru
Пресс-служба Отдела по благотворительности и социальному служению