На главную На главную   Сделать стартовой Православная служба Милосердие
Все о службе «Милосердие»

Стать добровольцем
Стать Другом милосердия
Партнерство для бизнеса
Сделать пожертвование
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  


База данных по социальному служению Русской Православной Церкви


Темы


добавить на Яндекс



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте
facebook
Twitter



Яндекс цитирования
Skylink
Благодарим
Скай Линк
за предоставленную
мобильную связь

Внешняя организация лечебного процесса и внутреннее устроение души лечащего врача

Если поделить все наше общество на врачей и больных, то больных, конечно, окажется несоизмеримо больше. Именно поэтому нашу медицину так много обвиняют в том, что она плохо организована – это точка зрения пациента. Наша медицина, работая в новых условиях, потеряла прежние организационные формы, а новых пока не обрела. Из-за этого происходит много неудобств и для самих медицинских работников, но, прежде всего — для больного человека, что гораздо более важно. Практически все бывают иногда пациентами: болеют иногда и врачи, и профессора, и, болея, реагируют на то, что с ними происходит, как обычные люди.




Конечно, относиться к недовольству больных нужно критически. Недавно главврач одной детской больницы в Москве рассказал такой анекдот. Святой угодник, целитель, который уже находился в райских селениях, попросил разрешения вернуться на землю, чтобы провести прием больных в одной районной больнице. Выстроилась очередь, думали — новый врач. Первым в кабинет въехал больной на коляске. Святой спрашивает его: «Ну, что с тобой?» — «Да вот, ходить не могу». – «Встань и ходи». Он встал и пошел. В коридоре из очереди спрашивают: «Ну, как новый врач?» А исцеленный отвечает: «Да как? Давление не померил, рецепт не выписал, ни о чем не расспрашивал – плохой врач, никуда не годный». Так что, конечно, полностью ориентироваться на все, что говорят больные о лечебном процессе, нельзя. Но, конечно же, в их критике нужно находить указания — что нам можно и нужно изменить в организации лечебного процесса.

Конечно, это длительное ожидание в очередях, в приемном отделении; это время, которое человек в больнице проводит впустую во время новогодних и рождественских каникул или других выходных, это неинформированность больного: человек в больнице часто не знает, что с ним происходит, что с ним будут делать, это его очень тревожит. Это и некоторая несостыковка в работе врачей, медсестер, санитарок.

Вот недавно, например, в больнице свт. Алексия ввели должность сестер по уходу, и они никак не могут встроиться в лечебный процесс, потому что с одной стороны они не медсестры (не у всех есть среднее медицинское образование), с другой стороны – они не санитарки. И получилось так, что в отделении они стали частично выполнять функции санитарок, частично медсестер. Конечно, у санитарок и медсестер жизнь стала легче, но для больных ничего не изменилось. Как, например, устроено в Англии? Когда там в больнице лежала дочка московского священника, у которой родилось сразу пять детей, выполнять манипуляции приходило две медсестры. Одна, чтоб не было ошибок, читала по бумажке, что нужно делать, а вторая все это делала.

На Западе большое количество сестер, так что там несколько другие проблемы. Но вот еще пример различия принципов: в наших больницах разрешают посещение больных, скажем, с 17 до 19, а в Англии, например, посещение не разрешено в какое-то определенное время, а в остальное время – свободное посещение.

Часто у нас случается и несогласованность в действиях врачей. Не так давно одна московская прихожанка попала в больницу, ей удаляли аппендикс. Пришел один врач и говорит: «Что ж ты лежишь, тебе нужно ходить, двигаться, хорошо кушать!» Потом пришел другой врач, говорит: «Ты чего ходишь? Тебе надо лежать, а то швы разойдутся! И есть ничего нельзя, лучше поголодать». Потом выяснилось, что просто есть новая школа и старая, одни врачи считают так, другие иначе. Но все-таки в одном медицинском учреждении врачи должны как-то  договориться между собой о методах лечения, чтобы не смущать больных.

Много и других случаев, которые настораживают, доставляют больным лишние страдания и неудобства. Правда, нужно сказать, что в больнице неудобно и тяжело бывает не всем. Лечебный процесс вроде бы для всех одинаков, но одно дело, когда человек приходит на общих основаниях, сидит в очереди, ждет в приемном отделении, пока заполнят историю болезни, или лежит в реанимации – и родственников к нему не пускают. И другое дело, если за этого человека попросить сверху. Тогда, оказывается, все можно. Можно заполнить историю болезни в отделении – да, ладно, что он тут будет сидеть, мы в отделении все заполним! Можно, оказывается, поставить рядом с постелью больного раскладушку и оставить там ночевать родственника. Можно навестить больного в реанимации. Так что не всегда больничные правила соблюдаются строго, и от этого выигрывает только больной – и никто, вроде бы, не страдает. Наверное, это значит, что правила можно изменить?

Мне кажется, нужно постараться сделать так, чтобы организация лечебного процесса была не просто сводом неких общих правил, а чтобы в ней был возможен индивидуальный подход, чтобы она позволяла помочь конкретному человеку, войти в его конкретную проблему, облегчить его страдания. Врач понимает, что у этого человека обычная, распространенная болезнь, а больной думает, что такой, как у него, больше ни у кого нет, никто так не страдает. Врач должен войти в его положение. И медицинская система должна быть на это нацелена. Конечно, реорганизовывать ее — это дело медиков и специалистов. Но, работая над этой проблемой, нужно выслушать и больных.

Сейчас я хочу перейти к главному. Надо сказать, что какая бы ни была совершенная система, немощные и несовершенные люди могут так ее исказить, что никаких хороших результатов эта система не даст. Поэтому еще важнее правильной внешней организации — правильное внутреннее устроение души тех, кто работает в больнице.

Поясню на примере. По свидетельству авторитетных юристов, самой совершенной системой судопроизводства была Ветхозаветная система. Там были замечательные законы, все было справедливо и просто, по-человечески, изложено, все было очень понятно и прозрачно. И вот эта богоустановленная система судопроизводства привела к тому, что Бога осудили на смерть. Бога, пришедшего на землю, не узнали, и судили Его по этим законам, внешне соблюдая установленные правила. На деле это было страшное беззаконие, абсолютный грех, страшное злодейство, но основано оно было на вроде бы правильной системе.

Поэтому если говорить о диалектике внешнего и внутреннего, то нужно сказать, что главное — то, что происходит внутри человека, его внутренняя устроенность, некий образ правильного, который есть в его душе.
Если говорить о православных врачах и о людях, которые воспитаны в христианских традициях, то главным для них должен быть не просто свод правил, даже принятых обществом православных врачей, а образ основоположника нашей веры, образ Иисуса Христа.

В Евангелии есть слова: «…не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф.23, 8-9). Мне кажется, можно было бы продолжить: «Не называйте себя врачами, ибо один у вас Врач – Христос». Я не хочу, конечно, этим обидеть врачей, просто называясь отцами, врачами, мы должны иметь в виду, что мы являемся лишь образом Единственного Отца, Врача, Учителя – все в разной степени. И священник, и врач должны являть образ Божий, образ любви христианской. Врач должен помнить о Христе, Который тоже врачевал людей – и продолжает врачевать. Эти случаи были чудесными, врачи не могут в этом подражать, но помнить о них, понимать, Кто Источник исцеления — это очень важно и нужно.

Надо помнить еще одно. Когда мы приходим в больницу, там сразу видно: вот это в белом халате — врач, это медсестра, это санитарка, а вот это больной. Две категории людей: те, кто лечит, помогает, и те, кого лечат.
В Церкви не так. Нельзя сказать, что вот есть батюшки, они нас учат, читают проповеди, все объясняют, а мы все слушаем и стараемся выполнять. В Церкви мы все ученики. Почему некоторые люди, придя в Церковь, в ней разочаровываются? «Мы-то думали, у вас тут все святые, мы-то думали у вас тут все бесплатно, мы-то думали, сейчас батюшка все дела бросит и будет заниматься только мною» — и обижаются, когда этого не происходит.

Некоторые люди думают, что церковь – это концерт замечательного симфонического оркестра, и они приходят послушать эту музыку. Вот человек зашел, и все должно заиграть для него слаженно и красиво. А на самом деле, Церковь – это музыкальная школа, и до концерта нам еще далеко. Бывают, конечно, удачные репетиции, но концерт будет только на Страшном Суде, когда Господь соберет нас всех и явит, кто достиг святости, кто уподобился Христу. А так — мы все ученики, и в Церкви нужно искать единственного Учителя, единственного Врача, единственного Отца — Единственного, Кто может помочь нам понять, как устроить нашу душу, как устроить ее по образу Христа.

Напоследок хочу кратко сказать о том, что для православного человека важнее любых правил, важнее гражданского кодекса, важнее клятвы Гиппократа – о заповедях Христа. К сожалению, часто выясняется, что люди, называющие себя православными, не знают этих заповедей. Вместо них чаще вспоминают ветхозаветные: не убий, не укради. Но нам даны более высокие заповеди, заповеди для достижения блаженства, радости. Эти заповеди не так легко понять. Это не просто: «хорошо себя веди», будь хорошим для всех. Христианство – это не толерантность ко всем другим религиям, ко лжи, ко греху. О чем эти заповеди?

Блажены нищие духом – дух человека не должен быть связан ни с чем на земле. Нищие — не значит ничего не имеющие. Можно иметь машину, дачу для отдыха, но нельзя быть к этому привязанным, нужно быть готовым это отдать, не горевать, когда это пропадает. Не нужно к этому стремиться, нужно прежде всего искать Царствия Небесного, а «все остальное приложится вам». Нужно быть свободным от привязанности к этому миру.

Блаженны плачущие. В этом мире нельзя не плакать, но если плакать во Христе и со Христом, плакать с теми, кто страдает, тогда этот плач приобретает очищающее действие, очищает душу от греха. Нельзя не плакать о грехах. И когда врач видит страдания людей, нужно плакать. Говорят: всех не нажалеешься, если со всеми плакать, всякую боль принимать близко к сердцу – инфаркт будет. Господь говорит обратное: нужно принять эту скорбь, пропустить через свое сердце и принести Богу. Если пытаться самому решить все мировые проблемы и самостоятельно утолить скорбь каждого, то, конечно, умрешь от расстройства или попадешь в сумасшедший дом. А если принести это Богу, то получишь утешение, понимание, почему в мире так много страдания. Ведь страдание — тоже инструмент в руках Божиих: оно призвано очищать душу от греха, оно свидетельствует о несовершенстве мира, о том, что в нем много зла и греха.

Блажены кроткие. Кроткий человек свободен от страстей. Когда у человека есть страсть, он не обладает собой, он не свободен, им владеет гнев, жадность, зависть, подозрительность и прочие скверные чувства, которые меняют лицо человека, искажают его душу. А кроткий человек свободен от этого. В кротости является сила Божия. Сам Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем».

На этом я хочу закончить, подчеркнув напоследок, что главная задача Общества православных врачей — объединиться вокруг Христа и привлечь к этой радости общения со Христом других. Потому что многие до сих пор думают, что Православие – это некий набор правил: носить платок, не красить губы и т.д. И не подозревают, что на самом деле это – радость общения со Христом, с Воскресшим Христом, Живым Богом.



Код для размещения ссылки на данный материал в блоге:


Как будет выглядеть ссылка:

21.05.2010, 2240 просмотров.

Социальное служение епархий





Православная служба Милосердие (Москва)
Структура     Председатель     Концепция     Контакты     Пресс-служба     Помочь отделу     Финансовые отчеты     English version  
управления сайтом HostCMS v. 5